Здравствуйте, друзья! Предлагаю вместе создать прекрасный сборник для возрождения настоящих народных весёлых и трезвых праздников на Руси. Когда праздники снова станут задорными, наполненными глубоким смыслом, тогда сама собой отпадёт необходимость в «пьяных застольях», ведь и так на душе хорошо! Игры, хороводы, танцы из этого сборника будут пробуждать душу, приносить радость, дарить стремление развиваться, учиться новому.
Первый вариант такого сборника мы с мужем издали в 2008 году за свой счёт в количестве 100 штук, сейчас у нас самих осталось 2 экземпляра, мы дарили, продавали, обменивали. Я вначале стеснялась продавать его, думала — надо ли это людям? Продавал муж. А потом друзья спасибо сказали за сборник, сказали, что благодаря ему провели прекрасные праздники, кто-то на работе организовал масленицу, кто-то на венчании провёл игры и хороводы.
Важное условие — чтобы то, что входит в сборник, было опробовано. Несколько человек, когда я собирала игры, сказали мне, что такие сборники уже существуют и нет необходимости создавать новые. Я брала в библиотеке всевозможные книги с народными играми, хороводами и лишь в некоторых находила игры, понятные мне и на которые отзывалась душа. То же и с текстами хороводов. Интересная книга та, в которой интересна каждая страница. Нужно, чтобы каждая игра была интересна и полезна.
Новые игры мы и наши друзья узнавали на слётах и фестивалях, затем проводили их на совместных праздниках.
Одна из важнейших задач сборника — сохранить игры для подрастающего поколения. Играть на улице в активные игры с друзьями куда интереснее, чем на компьютере. Когда мы гуляем с дочками или приходим к друзьям на дни рождения, дети с радостью включаются в игры, даже самые простые — «колечко», «глухой телефон», успокаиваются, самоорганизуются. Они ждут весёлые, добрые игры. Всегда просят поиграть ещё. Даже если вам кажется, что эту игру все знают, напишите нам, возможно, именно её и нет в нашем народном сборнике.
Хороводы лучше печатать с нотами, можно попросить знакомых музыкантов помочь записать ноты, так как не все знают мелодию того или иного хоровода. А с помощью нот и опять же знакомых музыкантов любой сможет воспроизвести.
В первом сборнике были следующие виды игр:
Свадебные игры и игры на знакомство.
Молодецкие забавы:
• Подвижные игры для детей;
• Игры на сплочение;
• Игры на развитие интуиции и воображения;
• Игры для самых маленьких;
• Психологические игры.
В новый сборник есть желание добавить новые описания хороводов, танцев со схемами.
Первый шаг — собрать интересные игры и хороводы, добрые рисунки для оформления на тему народных праздников.
Второй шаг — отредактировать сборник и издать.
Начнём с первого шага. Сборник предлагаю назвать «Забавушка», так зовут нашу старшую дочь, ей 3 года, она очень любит играть в игры и настоящая заводила.
Можете описать любые игры, в том числе те, в которые вы сами играли в детстве. Желающим могу выслать электронный вариант первого сборника в подарок для радости всем, заодно подскажите, какие игры нужно описать более понятно. Мой электронный адрес: polina-uchta@mail.ru. Приведём некоторые игры из первого сборника.
«Птичий хоровод»
В «птичий хоровод» играют дети во время проводов зимы, встречи весны.
Они становятся все вместе в круг и выкрикивают:
«Ехала торба с высокого горба,
В этой торбе хлеб да пшеница.
С кем ты хочешь —
с тем поделися!»
Дети бросаются друг к другу и образуют пары, которые плавно двигаясь, пропевают следующие слова:
Летели две птички,
Ростом невелички.
Как они летели —
Все люди глядели.
Как они садились —
Все люди дивились.
Как они вставали —
Крепко обнимали.
Окончив песню, дети снова становятся в круг, и всё начинается сначала.
«Как у дяди у Фёдора»
Играющие становятся кругом, водящий в центре. Вместо «Как у дяди у Фёдора» поётся имя водящего. Например, «Как у дяди Михаила» или «Как у тёти у Анфисы». По окончании слов водящий показывает движение, которое остальные должны повторить.
Как у дяди у Фёдора
Было семеро детей,
Семеро, семеро,
Семеро сыновей,
Они не кушали, не ели,
Друг на друга всё смотрели,
Разом сделали вот так.
Как?
Водящий внимательно смотрит на всех и выбирает того, кто лучше всех повторил его движение. Этот человек становится ведущим.
«Я — змея, змея, змея»
Игру проводят двое ведущих. Они — головы змей. Им нужно как можно быстрее набрать свой «хвост» из играющих. «Змея» подходит к человеку и говорит:
Я — змея, змея, змея, змея,
Я ползу, ползу, ползу,
Будешь моим хвостом?
Если человек согласен, он пролезает под ногами змеи и становится за ней. Следующий хвост «ползёт» под ногами двоих человек. И так далее. Каждая змея старается набрать как можно больше людей. Побеждает та змея, которая длиннее.
Вторая часть игры — догонялки. Голова змеи должна поцеловать хвост другой. Главное при этом — остаться целой. Змея, которая первой поцелует хвост другой, становится победительницей.
Побеждённая змея в полном составе становится хвостом победившей змеи, то есть проигравшие проползают под ногами победителей.
Следует отметить, что игра помогает пройти «второе рождение», в шуточной форме преодолеть страхи, переживания, связанные с собственным рождением.
«Мигалки» (для пар)
Парни становятся в круг, руки держат за спиной. Перед всеми становятся девушки, кроме одного. Этот один помигивает любой из девушек, и она бежит к нему. Задача играющих — заметить подмигивание своей девушке и вовремя удержать её. Задача водящего — подмигнуть незаметно. Парень, чья девушка убежала, становится водящим.
«Четыре семечки»
Эту игру наши друзья привезли из Геленджика.
Каждому играющему раздаётся 4 семечки. Правила такие: эти семечки можно обменять у другого на какое-нибудь его достоинство. Это может быть всё, что захочешь: от длинной прекрасной косы, стройной фигуры, густой бороды до умения радоваться мелочам, силы духа, гибкости, спокойствия и т. д.
Когда играющие вдоволь обменяются, ведущий подводит итог, сколько у кого осталось семечек. Если у человека не осталось ни одной семечки, значит, он отдаёт всё другим и не привык получать от других, сразу же отдаёт. Если у человека больше 5 семечек, значит, ему труднее отдать, он больше привык получать от других. В идеале останется 3–5 семечек. Значит, процессы «брать» и «давать» гармоничны.
В любом случае все играющие получают массу удовольствия, с радостью открывая в себе и других удивительное количество достоинств.
«Поэты»
До того, как мы начали играть в эту игру, многие мои знакомые считали, что они не умеют писать стихи. Оказалось, что умеют, и ещё как. Каждый человек может писать стихи, свои, неповторимые, похожие только на него.
С помощью хоровода выбираются пары. Один человек стоит в центре, его руки стрелкой направлены вперёд. Вокруг водят хоровод. Когда стоящий в центре говорит «стоп!», хоровод останавливается, а тот, на кого указывает «стрелка», становится парой водящего. Так продолжается до тех пор, когда все обретут пару. Затем всем участникам раздаются листы и ручки. Задание: посвятить стих своей паре. После того, как задание всеми выполнено, стихи зачитываются аудитории.
Стихи получаются прекрасные, и особенно у тех, кто в начале игры утверждал, что сочинять совсем не умеет.
«Ассоциации»
Эта игра способствует развитию интуиции.
Для игры нужно несколько разных по цвету и форме предметов. Это могут быть расчёска, игрушка, заколка, матрёшка и любые другие. Выбирается человек, который будет угадывать загаданный предмет. Он внимательно рассматривает предложенные вещи, затем поворачивается к присутствующим спиной. Остальные загадывают один из предметов. Затем все одновременно начинают представлять его. Можно мысленно давать эту вещь угадывающему. Задача водящего — почувствовать, о каком предмете думают все, поймать общую мысль.
Заклички, приговорки
Почему заклички и приговорки появились в этом сборнике? Потому, что они могут пригодиться и в наше время, например, если долго нет дождя или, наоборот, нужно солнышко. Нередко мы сами мысленно обращаемся к природе, прося о нужной погоде. Интересно, что на Руси многие заклички и приговорки придумывали дети. Они закликали весну, вызывали солнышко или дождик. Что может быть искреннее и чище детской просьбы? А взрослые благодарили детей и угощали их.
Песни веснянки
На Сретенье (15 февраля) ребятишки выбегали на сугробы, закликали солнышко:
— Солнышко, солнышко,
Покажись, покажись,
Из-за гор-горы
Поднимись, поднимись!
Или
— Солнышко, солнышко!
Выкатись на брёвнышко!
Сделай тепло!
Всем светло!
Дай нам мотыльков!
— Весна, весна красная!
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С огромною благостью!
С хлебушком, с пшеничкою,
С хлебушком душистым.
Приди, весна, с тёплым днём,
С тёплым днём, высоким льном.
Закликание жаворонка:
Чувиль, виль-виль,
Жавороночек!
Прилети к огням,
Принеси ты нам,
Ты весну красну,
Красну солнышку,
Тёплу летечку,
Зелен покос.
Полина Александрова, с. Шоруньжи, Марий Эл. |