Недалеко от городища Старой Рязани в местечке Спасская Лука было найдено древнее сооружение, схожее по строению с английским Стоунхенджем. Его возраст оценён в 4 тысячи лет.
Однако в отличие от своего британского собрата, Рязанский Стоунхендж оказался меньшим в размерах, к тому же не каменным, а деревянным. Но, по словам российского археолога Ильи Ахмедова, и английская обсерватория первоначально также была из дерева...
В течение последующих двух лет подобные открытия происходили почти на всей территории Евразии. Урал, Байкал, Чувашия, Башкирия, Карелия, Якутия, Адыгея, Армения, Казахстан, Таджикистан, Германия, Австрия, Словакия — далеко не полный список. Причём делали открытия не исследователи-дилетанты, а учёные мужи.
Естественно, каждый учёный считал своим долгом подчеркнуть, что открытая им обсерватория как минимум на тысячу лет старше знаменитых «висячих камней» в Англии. Но что нового содержалось в сенсационных заявлениях? А то, что в данной местности находится необычное сооружение, похожее на капище и с функциями погоризонтной обсерватории.
Как правило, все они выстроены по одному принципу: чёткая ориентация по сторонам света, причём в день летнего и зимнего равноденствия солнце попадает в заданную точку святилища, сооружённого либо из камней-мегалитов, либо из стволов деревьев. Дальше начинаются нюансы, но на них почему-то никто не обращает уже никакого внимания. Более того, почти никто не пытается сравнить все эти обсерватории и выявить общие закономерности.
В Старую Рязань отправилась новая экспедиция. На этот раз её костяк составляли не археологи, а астрономы. Роль безпристрастного судьи, а заодно и руководителя экспедиции пала на Андрея Полякова, журналиста и востоковеда, известного своими экспедициями на Арарат и в Нахичевань в поисках следов Ноева Ковчега.
«Ничего странного в этом нет, — рассказывает Поляков. — В то время, когда Илья Ахмедов раскапывал свою сенсацию на берегах Оки в 2003 году, наша экспедиция обследовала Арарат и его окрестности. О некоторых результатах той экспедиции хорошо известно. Но осталось много того, о чём никто так и не узнал. Во-первых, мы обнаружили два кургана внушительных размеров.
Недалеко от них располагается погост, где местные «чёрные археологи» сделали внушительные состояния на находках эпохи бронзового века. Во-вторых, на старом армянском кладбище мы нашли изображение зиккурата, которые были распространены в древнем Вавилоне и, по некоторым оценкам, выполняли функции обсерваторий. А в-третьих, полуслучайно мы наткнулись на некие ровные круги, выложенные на земле из внушительных камней.
Структурно они были сложены как и другие подобные святилища. В одном из древних манускриптов говорилось, что на горе Арарат вели свои наблюдения волхвы, которые и увидели знаменитую Вифлеемскую звезду, ознаменовавшую рождение Христа. И тогда у меня промелькнула мысль — может, это и есть древняя обсерватория волхвов. Но мне она показалась какой-то фантастической и нереальной, так как по всем признакам, если подобная обсерватория и была, то она должна была располагаться на самой горе Арарат, а не в стороне от неё.
Тем более, мне интересно было сравнить, насколько араратское капище сходно с рязанским. Я абсолютно доверяю выводам наших археологов, но мне очень хотелось получить заключение и астро-археологов, и астрономов».
Святилище близ Старой Рязани находится на самом высоком холме у слияния двух рек — Оки и Прони. Это место всегда считалось «археологической энциклопедией». Здесь представлен целый калейдоскоп культур, от эпохи верхнего палеолита вплоть до раннего средневековья. Найдено святилище было почти случайно. Предыдущая экспедиция в 1979 году не докопала всего метр до заветной точки.
Капище представляет собой окружность диаметром семь метров, обозначенную столбами полуметровой толщины, между которыми одинаковое расстояние; в центре круга — большая прямоугольная яма и столб. Деревянные столбы, разумеется, не сохранились, зато отчетливо выделяются в грунте круглые ямы, из которых они торчали.
«По краям площадки — ещё две ямы со столбами,— пояснил сразу после раскопок Илья Ахмедов. — Возможно, их было четыре, но берег здесь разрушается оврагом, часть капища обрушилась. Вокруг этого места в нескольких метрах к востоку раскопали ещё одну яму с подобным же столбом, и на юге есть столб, который нашли ещё три года назад, но не знали, к чему его отнести».
В пределах окружности две пары столбов образуют ворота, в которые, если смотреть на них из центра, летом виден заход Солнца. Другой столб, за круговой оградой, указывает на восход светила. В центральной яме археологи нашли небольшой керамический сосуд с тонким орнаментом: маленькими чёрточками обозначен зигзаг, напоминающий лучи Солнца, сверху — ряды волнистых линий — символ воды.
Сосуд отнесли к эпохе бронзы, а возраст всего сооружения оценили в четыре тысячи лет: конец III — начало II тысячелетия до н. э. Самое удивительное то, что сосуд-солнце сделан в традициях степных народов, которые обитали в то время на юге Евразии. По словам Ильи Ахмедова, он очень похож на изделия, найденные в Синташте — легендарном городе древних ариев в Сибири.
Явное сходство и с сосудами абашевской культуры, распространённой в Поволжье и Приуралье. В 2003 году археологи пришли к выводу, что святилище связано с астрономией. Никаких поселений рядом с капищем не было. Старая Рязань и другие, более мелкие поселения находились в стороне от находки.
«Это и не удивительно, — рассуждает Андрей Поляков. — Согласно китайскому искусству фэн-шуй, селиться в такой точке было чревато для здоровья. Так как энергия реки резко меняет в этом месте своё направление и может негативно сказаться на здоровье человека. Об этом знали не только в Китае.
По всему миру люди тщательно выбирали место для жительства. Старая Рязань находится всего в нескольких километрах, где всё располагает для жизни, включая уникальные целебные родники. А место для ритуалов, обрядов и, тем более, инструментальных наблюдений, отстояли, как правило, удалённо от населённых пунктов. Ничто суетное не должно было мешать гармоничному циклу природы».
Действительно, рядом с рязанским Стоунхенджем не найдено никаких селений. Тем не менее, найдены многочисленные бытовые предметы — керамика, украшения и т. п.
«Слияние рек — место активное энергетически и поэтому чрезвычайно благоприятное для ритуальных действий,— делает вывод после осмотра местности московский астроном Рахашан. — Поселений на самой площадке нет.
Сама площадка явно находится на месте энергетического пика и представляет собой чрезвычайно благоприятное для наблюдений ровное место на возвышенности порядка 5–6 м. По всему горизонту (за исключением деревьев, которые могли и не расти в то время), отсутствуют какие-либо видимые преграды. Чёткая ориентация рек — Проня и Ока, их берегов по сторонам света, удобный спуск к воде — всё это давало большие преимущества перед другими точками».
Древние святилища часто соседствуют с могильниками. Смерть считалась переходом души в новую жизнь. Древние выстраивали свою жизнь в строгом соответствии с движением Солнца, Луны и других планет. У шумеров, например, было точное знание строения Солнечной системы, запечатлённое на глиняных табличках.
Многочисленные погребения встречаются на самых известных в Европе святилищах кольцевой формы — Стоунхендже и Эйвбери в Великобритании. Круг всегда считался символом вечности и бесконечности. Христианский крест в круге запечатлён и в самом городище Старая Рязань, которое также было чётко сориентировано по сторонам света.
«Наблюдения за светилами практически никогда не велись в населённых и посещаемых местах, — подчеркивает Рахашан. — Церковные сооружения Старой Рязани наводят на мысль о том, что сама площадка для наблюдений находится в стороне от них, так как служители Православной Церкви не любили строиться в местах языческих культов. Поэтому в качестве капища, подобного Стоунхенджу, где совмещались наблюдения с поклонением светилам-божествам, гораздо вероятнее предложить площадку вблизи деревни Никитино, около слияния рек Прони и Оки».
Славянские племена пришли сюда в 10–11 веках. Тогда и возник здесь новый город Рязань, первое письменное упоминание о нём около 1096 г. было запечатлено в Лаврентьевской летописи. Но просуществовала она не долго — в 1237 году после упорного сопротивления её дотла сжёг Батый.
Сколько просуществовало капище в Спасской Луке, также не известно. И вряд ли это станет возможным в ближайшее время. Начиная с этого года все раскопки на территории Старой Рязани запрещены. Как утверждают местные жители, на этом месте собираются построить пансионат.
Аркаим и подобные ему города, как в России, так и в Европе возникали неожиданно и по прошествии 200–300 лет внезапно оставлялись их жителями.
«Возможно, эти древние племена, которые многие называют арийскими, мигрировали в поисках новых мест, — выдвигает предположение Андрей Поляков. — Их жизнь была строго «регламентирована» Небом. Но в деревянных обсерваториях не вели наблюдение за всеми светилами.
Они всё-таки исполняли функции календарей и часов. Как известно, Стоунхендж также был сначала деревянным, и только тысячу лет спустя на его месте появились знаменитые мегалиты. Безусловно, древние обладали удивительными знаниями о строении Солнечной системы. Она подробно описывается в апокрифической Книге Еноха. О ней знали и шумеры, вернувшиеся и расселившиеся на территории Месопотамии после Всемирного Потопа.
Хорошо известно, что первые свои города они возвели на месте допотопных городов спустя несколько веков после катаклизма. Довольно развитая цивилизация возникла внезапно, и до сих пор доподлинно неизвестно, откуда шумеры пришли в Двуречье. Между Потопом и возникновением Шумера прошло несколько веков.
Где «бродили» и откуда черпали свои знания шумеры, доподлинно неизвестно, также учёные до сих пор гадают, что за высокоразвитые племена бродили по всей Евразии 4–7 тысячелетий назад, оставляя о себе следы довольно развитой культуры и цивилизации.
Стоунхендж и Аркаим находятся на удалении тысяч километров, а культура их основателей совпадает в деталях. Знали ли они о существовании друг друга? Могли и не знать. Но корень, очевидно, был единым. Если следовать логике Ветхого Завета, то в послепотопные времена сынам Ноя — Хаму, Симу и Яфету надлежало заселить всю землю. Что они сделали, равномерно расселившись во все стороны от Арарата. Потомки Хама ушли в Африку, Сима — в Месопотамию, Яфета — в Евразию. Скорее всего, некогда единые арийские племена разделились, и одна их часть ушла в Европу, другая — в Азию.
Древний язык санскрит подтверждает это как нельзя лучше, ведь все современные индоевропейские языки имели один корень. Но письменность, как известно, возникла гораздо позже, во времена, когда древние племена начали воевать друг с другом, и знания, которые передавались из уст в уста, стали теряться.
Арсений Степанов.
www.yoki.ru |