Я радуюсь, чувствуя по газете, как взрослеет движение РП. Конечно же, слава тем, кто сейчас решается отключиться от матрицы и начать жить на Земле. Но и приятно то, что в поселениях живут уже люди по 5–10 лет и готовы обсуждать «задачи следующих периодов». Очень интересно, что происходит с формированием новых социумов, с нарождающимися школами и т. п.
Я сегодня тоже хочу поговорить о вопросе, который догоняет, наверное, на 3–4-й год жизни в поселении.
Навели меня на оформление, наконец, своих мыслей несколько событий, но основное — приезд сына с семинара «Живой Школы» в Смаглинке. Приведу кусок моего письма организаторам.
«Арсений в восторге от всего, что происходило на Школе, и в восторге от людей всех возрастов. Поёт по-английски, жарит хычины, рисует акварелью. ... Спасибо! НО… теперь про «но».
Потребовалось немало усилий, чтобы его в это состояние вернуть. Главным усилием было моё заявление, от которого, видимо, придётся не отказываться в воспитательных целях, что весной я не дам ни копейки на его поездку в Смаглинку. Он был делегирован за позитивом, а в течение недели выдавал одну черноту. Высказал хорошему человеку-учителю в школе, что «они — нули, а не учителя», и нам всем, что «здесь жить нельзя», «все дураки» и т. п. Ну и просто хандрил.
Ну я, сами понимаете, — психолог, справилась. Однако. Подумала, что вам будет полезно знать мои размышления на тему...
У нас такое состояние было у всех после Индии (тогда ещё в городе жили). Депрессия, дочки плакали, выходя на улицу... В Москве и правда сейчас одна чернота…
Сейчас стала замечать, что после посещения нашего Милого тоже у многих потом плохое настроение. Один раз приезжали мужики-музыканты, посмотреть на опыт. Всё было вроде здорово, а уезжали какие-то странные, и потом — тишина. Спросила друга, который их привёз, а он объясняет: «Да ты их опустила» (дословно). Они типа только болтают и мечтают, а мы уже много построили и живём. И это не единичный случай. У людей рождается зависть, раздражение…
Мы ведь очень увлекаемся, стараемся, чтобы у нас всё было хорошо, и получается. А, может, время подумать о последствиях. Тоже ведь ответственность».
Думаю, вы поймёте, что я не критикую смаглинцев, а делюсь своими мыслями. И им помимо семинара — спасибо и за то, что стимулируют меня к этим раздумьям.
У меня тоже бывают гости и спонтанные всякие семинары. Это есть в большинстве поселений, и я буду рада, если тема пригодится и, может, кто ещё поделится.
Отвечаем ли мы за то, что происходит после того, как люди от нас уезжают?
Это вопрос о взаимодействии с Пространством. Наверное, пока переезжаем, строимся, брать на себя много не следует. Но по мере готовности нашей, роста надо бы брать и стараться пошире.
Хотя бы, может, подумывать об этом.
Я, например, только недавно задумалась. Ведь первое время всё переживаешь, чтобы все поместились, не замёрзли, покушали, чтобы показать, что есть, рассказать, что будет… Поделиться в общем… А потом вдруг стало оказываться, что перебор. И мне лично очень даже нехорошо от того, что люди хорошие, друзья приезжают домой и депрессуют от того, что у нас «здорово», а у них «нет».
Можно, конечно, всю ответственность на них свалить. Сами пусть разбираются… У меня полностью не получается: например, я им даю варенье с собой, а если оно прокиснет, скажу — сами виноваты, хранили неправильно. А чай не понравился, — заваривать не умеете… Нет, не получается. Хоть как-то надо постараться.
Хорошо, что многие сами справляются и делают верные выводы. Но о тех, что не могут, стоит тоже подумать.
С чем же не очень хорошим порой уезжают от нас?
Злость
Это, наверное, самый плохой вариант. Обычно она возникает у людей, совсем далёких от экодвижений и духовной работы. Но ведь тоже люди!
У нас в том году подстрелили собаку. В Китеже, пишут, и коз стреляли. Ещё перепахивают дорогу. В том году вспахали так, что 20 см влево-вправо от колеи и без трактора не вылезти, и защитную ветрополосу убрали. Просто, незачем. А потом соседи наши, дачники, говорят: «Это ещё ничего, а то, бывало, и совсем дорогу вспахивали. Спрашиваю: «Зачем?» — «Злятся» — «На что?» — «Ну как? Злятся!» Ответ в интонации.
Что с этим делать? Если кто чего придумал, — поделитесь!
Я поняла, что главное — время. Проповедовать безполезно. Злятся часто те, кто и не был даже. Порой помогает то, что заедут, познакомятся, но часто эффекта нет, а то и — обратный. Потому что они уверены, что всё плохо и по-другому быть не может, а ты покушаешься на их картину мира.
Я всё раздумываю в связи с этим о с-мире-нии и у-миро-творении. Но как только покажется, что подвижки есть, обнаруживаю, что ещё кто-то вдруг перестал здороваться из соседней деревни…
Хочу сказать ещё к этой теме, что это похоже очень про любовь. Когда я ещё в городе начала проводить семинары про Любовь, заметила, что эта тема устойчиво вызывает выход агрессии. Коротко так: Любовь на противоположном полюсе имеет страх, любовь его очень вызывает к жизни, страх вызывает агрессию. Это не теория, эмпирика.
Раздражение
Ну, это как злость, но поспокойнее, более контролируемо и возникает в том числе у людей очень даже хороших и продвинутых тоже.
Я бы это сравнила с аллергией на пыльцу.
С этим уже можно и нужно работать. Многие, кстати, и сами справляются.
Раздражение может быть активным. Хорошо, если человек, ещё будучи в гостях, вдруг становится хмурым, угрюмым или всем недовольным. Тут ему легко дать отдохнуть от всего или поговорить, дать высказаться, или дать дрова порубить… Но часто ведь спросишь через денёк: «Как добрались?», а в ответ: «Добрались хорошо, но переругались все».
Бывает пассивное. «Приехала от вас и делать ничего не хочу, всё тут неправильное, ненастоящее… Вот вы — молодцы! А я живу неправильно!». Тут бы вроде порадоваться, теперь люди соберутся и все поменяют жизнь! Но мне чего-то не очень нравится, когда знаю, что молодая мама уехала от меня в депрессии…
Зависть
Ох, плохая штука! Все знают. И все знают, что надо с ней справляться. А как её не возбуждать?
Прикидываться, что всё плохо? Рассказывать, что дети не всегда радуют, денег нет, болею, то пожар, то потоп… Пробовала. То вроде бы помогает, а то начинают ещё хуже — завидовать оптимизму и жизненной силе. Это-то куда девать?
Завидуют фигуре, завидуют, что читать успеваю, что урожаи удаются… Самое трудное — завидуют, что дети хорошие и внуки. Мне от этого очень грустно становится. Опять-таки ничего я не придумала больше как:
— быть честной, не приукрашивать, не выпячивать хорошее, делиться всем, и трудностями тоже;
— грустить, если зависть всё же возникла;
— тренировать смирение.
Да, приехали мы из Индии — кругом чернота, уныние, злость… И мы заболели все. Пока не пробилось то, что надо свою «Индию» строить. Но Индии и индусам было, конечно, пофиг, какой эффект они производят. И, по большому счёту, когда люди ко мне сами приехали, сами уехали … это их зона ответственности.
Но если я заявляю, что у меня тут семинар ознакомительный или тренинг, то можно и на себя взять.
Поделюсь тем, что знаю из опыта психологической работы и тем, что уже тут приросло. В тренингах вроде «жизненного роста», да и просто в сильной психологической группе, тоже возникает эффект любви и взаимопонимания. И можно ожидать, что потом человеку другие люди, в том числе и близкие, кажутся плохими до невыносимости, возникает раздражение: «Почему и здесь нельзя, как там» и т. п. К этому надо участников готовить.
• В обычной школе не учат, как в Смаглинке, не только потому, что там все дураки. И близкие порой не столь внимательны и честны не потому, что хуже участников временной психологической группы. Ну и т. п. То есть надо обозначать, проговаривать про эффект погружения. Про временно создаваемую ситуацию концентрата, которая и создаётся групповым усилием, чтобы почувствовать — такое реально, такое может быть, мы на это способны. Это как восхождение или погружение.
• Конечно, речь не о том, что «у нас тут особая обстановка», а там — реальность. Конечно, хорошо бы, чтоб каждый смог увидеть, взять полезное и дальше делать сам и у себя. Этому хорошо бы уделить время. Мне больше нравится, когда это не проговаривается, но обозначается время (10 минут, 1 час…), чтобы каждый обдумал здесь, до отъезда, что он сможет увезти и внедрить в свою жизнь и её обстановку. И это не то же, что итоговый круг. И это не план действий, а совмещение реальностей, интеграция опыта.
• Ещё важна стыковка. Причём в двух местах. Первое: люди должны вспоминать, рассказывать, что у них хорошо дома, что похоже и т. п. Для этого надо выделять время, хотя его вечно мало и его жалко. Ну хотя бы перед сном пусть посылают позитив близким. Можно на утреннем круге просить рассказать смешное о доме что-то. Вторая стыковка — на выходе. Тут сложнее, потому что, если всё удалось, как мы хотели, то у каждого — вагон любви и позитива, и попробуй состыкуй! И тут приходится более кардинально действовать — давать установки и правила.
• Установки и правила — это не так уж и страшно, хотя мне с трудом даются. Например, в начале принято принимать свод правил-законов, обязательных для соблюдения и под которыми все подписываются. Туда вносим: не сравнивать здесь и там. Это, конечно, почти как не думать о белой обезьяне, или не переходить на личности…, но помогает частично, особенно, если отслеживать. Или так: не думать, что там, дома, хуже, а думать, как сделать лучше. То есть установку на действие. Но не немедленное!
• Понравилось и взяла себе с одного сильного психологического бизнес-тренинга у В. Тарасова: правило — «в течение недели я не буду внедрять ничего нового у себя на работе из того, чему научился, или пытаться кому-то что-то объяснить». Я бы тоже после сильных семинаров и тренингов рекомендовала брать подписку на недельное молчание (хоть дня 3–4) и бездействие, чтобы информация и энергия смогли ассимилироваться. А потом внедрялась без раздражения. Возможно, для взрослых продвинутых групп можно на итоговом круге придумывать свои адаптирующие — переходные мероприятия и проводить их.
Ещё раз благодарю Нину, Веру, Александра, всех учителей и организаторов «Живой Школы» Смаглинки за то, что произвели эффект, как вся древняя Индия!
Сейчас сын раздумывает над тем, что надо сделать, чтобы у нас провести «Живую Школу» или подобие. И это прекрасно. Я двумя руками ЗА! Очень хочу Физику и Философию. И буду рада всем, кто захочет помочь и поучаствовать.
И буду благодарна всем, кто поделится своими мыслями и находками на тему.
Удачи, Радости Всем!
Юлия Жемчужникова. Милое, Калужская область
youzhe@yandex.ru
Фото из семейного архива Жемчужниковых. |