Пятница, 24.11.2017, 02:59Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №03(068)2010

...И дети имеют право на самоопределение

Во второй раз я посетил Международную встречу представителей действующих экопоселений, уже 5-ю по счёту, проходившую в Ковчеге. (Отчёт: http://eco-kovcheg.ru/krug2010-02.html, очень рекомендую прочесть). Для чего ездил? Неужели не хватило прошлой поездки?

Не хватило. Прошлая встреча проходила в русле вдохновенных рассказов об очаровательной жизни на природе, об успехах на ниве строительства, взаимодействия с властями, обработке почв и пр. Ну, это так я её увидел. И, как результат, я весьма вдохновился и очаровался, да так, что за год наколесил по всей России в поисках Места, Своей Земли 50 мегаметров. Во время этих разъездов, безсонными ночами, наблюдая восходы и закаты в различных временных поясах нашей необъятной Родины, общаясь с различными людьми и инициативными группами, — я замечал и думал, рассматривал различные варианты развития событий… И пришёл к выводу, что ряд вопросов у меня так и остался без ответов, либо в ответах на них я ещё не уверен… Как быть с образованием в поселении? Где грань между моей волей и волей соседа, поселения? С чего начать организацию поселения? Как договариваться внутри поселения? Как экологично зарабатывать? Как построить такие взаимоотношения в поселении, что мы будем действительно рады друг друга видеть?

Вряд ли можно сказать, что на все эти вопросы у меня теперь есть готовые ответы, но о серьёзных подвижках говорить можно. Когда я увидел темы, планируемые к обсуждению на Встрече в Ковчеге, понял, что быть на ней для меня важно. Круг вопросов как раз затрагивал темы, с которых, на мой взгляд, нужно начинать организацию поселений.

Тогда, год назад, я более был озабочен вопросами «технического» плана: как оформить землю; как выкопать пруд; какой построить дом; где взять электричество и разрешение на строительство и т. д. Потом, когда у меня в голове ответы на эти вопросы так или иначе оформились, когда я увидел, что нет в них ничего архисложного, в голове у меня повисла другая думка: отлично, во всём этом разобраться — достаточно полугода, почему же я не наблюдаю очередей в поселения, как в мясную лавку в советские годы, опустения городов и аграрного бума в России? Ответ на этот вопрос я искал, копаясь в себе, и он для меня печален: мы научились строить небоскрёбы, подчинили себе атом, но абсолютно забыли, ДЛЯ ЧЕГО всё это нам нужно и нужно ли нам это вообще. Прицепом формализовали все возможные взаимодействия между людьми, и наши отношения не только перестали развиваться, но встали на различные протезы, подпёрлись костылями, без которых уже просто невозможно ни договариваться, ни делиться… Что со всем этим делать? Я поехал на Встречу.

Конечно же, как и в прошлый раз, радовали лица. Улыбки не от Карнеги, ясные взгляды — даже как-то приходилось бодрить себя, привыкшего «держать чужой взор», иногда хотелось просто в этой неге заснуть.

Дети! Их было много. И они не мешали. Они были хорошо заметны, но не мешали. И я не видел, чтобы кто-то целенаправленно ими занимался. Нужно будет, когда организуем поселение, выписать ковчеговских детей на пару месяцев. И людей, специально подготовленных, — для перенятия опыта.

А юные девчонки?! Ксюша, Маша и Женя. В процессе общения у меня ни разу не возникло ощущения, что они младше меня в два или почти в два раза… Когда же они вели отчёт по обсуждению в малом Круге темы «Дети. Воспитание и преемственность», вообще возникло ощущение, что я что-то серьёзное упустил в своём развитии.

Новые знакомства. Почему-то общался, в основном, с ребятами из Украины и с юга России. Появились интересные соображения и идеи, оформлю — пришлю.

Теперь о содержательной части Встречи. Не претендую на объективность, но мне показалось, что темы объединились в такие блоки:

Первый: Взаимоотношения между людьми в поселении; Дети. Воспитание и преемственность; Восстановление старой и создание новой культуры.

Второй: Восстановление старой и создание новой культуры; Экологизация жизни в поселении. Как заработать деньги в экопоселении.

Почему так? Сложно сказать. Мне так увиделось. Возможно, первый блок — область более миропонимания, нежели технологии, а второй — уже отражение первого в каких-то методах, технологиях, способах, но таких, чтобы они не противостояли первому, а соответствовали ему. Поэтому я «Культуру» внёс и туда и туда как ниточку, соединяющую их.

Постараюсь, насколько смогу, выделить основные тезисы, почерпнутые мной в обсуждениях.

 

Взаимоотношения в поселении.

Хорошие взаимоотношения — норма. Плохие — болезнь, которую нужно лечить. Источников конфликтов не нужно избегать, нужно форсировать кризис, используя «управляемый конфликт». То есть должна быть некая договорённость между участниками о «правилах игры», о том, что конфликты мы не замалчиваем, не избегаем, а погружаемся в них и решаем.

«Эго или что мешает людям в экопоселении договориться». Веселились над формулировкой.  «Эго (или что?) мешает людям…». Если у группы людей есть чёткая сверхцель, принятая каждым как своя, договариваться легче. Ну, а с эго каждому нужно работать самому! И лучше со своим эго работать!

Если это сверхцель — Образ экопоселения, тогда ещё легче договариваться! Главное — обсудить заранее как можно больше деталей. Как говорит один мой добрый друг: «До разделки шкуры медведя — никакой охоты!»

 

Дети. Воспитание и преемственность.

Многое было сказано в докладах об образовании (их когда-нибудь можно будет посмотреть на видео). Я для себя решил (вообще-то ещё до Встречи) идти в направлении семейного образования, позже — экстерната, сейчас участвую в организации семинара с Анатолием Сторожевым в СветоРусье. Вообще, если ещё пару месяцев назад для меня образование как процесс было дремучим лесом, сейчас мне видятся достаточно конкретные шаги в этом направлении.

Молодёжные и детские лагеря в поселениях — находка! Можно обмениваться детьми, уставшими от родительской опеки, между поселениями на недельку-другую. Детям городов можно в них увидеть лошадь. Или живую корову. Можно показать, что она не даёт йогурт. Рассказ об одном из таких лагерей есть на сайте Ковчега.

Вообще воспитание детей очень хорошо вписывается сюда, при условии здравых отношений в поселении, развития культуры, восстановления экологии… Красивый образ возникает!

 

Восстановление старой и создание новой культуры.

...Вот тут я мало что написать могу. Наверное, с радостью скажу, что мой сосуд пуст. Есть одно важное наблюдение — критически важно, не откладывая, собирать остатки культуры предков по деревням и хуторам. Если этим не заняться сейчас, то с каждым годом их будет всё меньше… Вот только с чего начать? Мне пришла в голову такая потребительская идея: приглашать, к примеру, Антонину с Иваном Кулясовых и Ляйсан в своё поселение, там они сориентируются на местности, зададут курс исследования, проведут семинар, станет понятнее, куда двигаться… Или это не моя идея?

 

Экологизация жизни в поселении.

Кроме достаточно известных принципов и способов «экологизации» обратили внимание на то, что если опять-таки рассматривать экологичность как цель и средства выбирать в соответствии с ней, есть шансы, что в будущем сможем вздохнуть свободно. Вообще, глядя со стороны, могу сказать, что в экопоселениях всё в порядке. По сравнению с городом. Главное, не останавливаться на достигнутом!

Как заработать деньги.

Моя тема. Обратил внимание, что у многих искажённое представление о деньгах. Прежде всего, это создаёт серьёзные проблемы, вызывает вообще существование вопроса «Как заработать». Из того, что особо отметил бы, — идеи Алексея Соболева. Они очень практичны, при должном внимании будут с успехом работать. Но тому, у кого эти отношения остались неразобранными, нужно разбираться с деньгами вообще. А способов заработать в поселении — уйма! Как и везде.

 

В этом году я не чувствовал себя «не в теме», поскольку в малых Кругах, например, приходилось обсуждать достаточно общие вопросы, сузить которые не представлялось возможным, несмотря на труды организаторов. К примеру (один из самых практичных вроде бы вопросов), если и был поставлен вопрос: «Как сделать так, чтобы дети в поселении были счастливы и захотели бы в нём остаться и продолжить дело родителей?», он распался на: «Что нужно для того, чтобы дети были счастливы?», «Что можно сделать для того, чтобы дети остались в поселении?», «Как сделать так, чтобы дети продолжили дело родителей?». И в итоге связь «дети — родители», «родители — поселение» как тема осталась, а «дети — поселение» — исчезла. То есть взрослые пришли к выводу, что дети всё-таки имеют право на самоопределение, а всё, что мы можем для правильного и в пользу нас, родителей, самоопределения сделать, так это всего лишь: а) Быть самим счастливыми; б) Создать такие условия в поселении, когда ребёнок если и убежит от счастливых родителей, так только в другое поселение или на его комсомольскую стройку (пункт «б», по сути, рассматривался во всех остальных темах); в) То дело, которым заняты родители, должно им, детям, действительно нравиться. Не менее.

Таким образом, с одной стороны, «практичности» вроде как и не было особой, с другой стороны, можно говорить о том, что был создан основательный фундамент для этой самой практичности. То есть, например, если на следующей Встрече будет обсуждаться вопрос «Воспитание в семье», — направление обсуждения уже вполне задано, обсуждение в ключе «Как оставить детей в поселении» не пойдёт. Ещё, думаю, сам образовательный процесс, благодаря всё тем же пяти темам, будет несколько пересмотрен в сторону их проработки, благо в условиях нежёсткой программы школ поселений это возможно сделать быстро.

Резюме такое: на прошедшей в 2010 году Встрече представители различных экопоселений договорились об основных понятиях и представлениях — договорились о направлении, куда двигаться дальше!

Так эту Встречу понял я.

Кирилл Вишняков. Заречный, Свердловская область. kirill@recom.biz

Категория: №03(068)2010 | Добавил: winch (05.08.2016)
Просмотров: 76 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2017