Гордиться своим прошлым и можно и должно, не уважать оное есть постыдное малодушие.
А.С. Пушкин.
Наши предки считали, что мед — не земное вещество, а Божий Дар. Падает он на землю с неба утренней росой, а потом его светлые, как жемчуг, ароматные капли собирают с цветков пчелы. Мед — это звездный плач, слезы звезд, которыми увлажняются цветы. Он — пища Богов, они его посылают на Землю людям для их блага и счастья.
Современные люди теряют физическую и душевную гармонию, поэтому подвержены стрессу и болезням. Причина этого — забвение традиций, нездоровый образ жизни и вредные продукты питания. Предлагаемая серия материалов — попытка помочь нашим современникам найти утраченную гармонию, дать возможность ощутить себя частью прекрасного мира, почувствовать дух единения с природой, который был присущ нашим предкам.
Пройдут века, пока натуралисты и ученые разгадают тайны происхождения и склад жизни медоносной пчелы, так поразившей человека, взволновавшей его ум и воображение. Прогрессу никогда не был чужд опыт прошлого. Историческая память вдохновляет.
«Мёд — категория нравственная, но в ряду других вечных ценностей, вместе с золотом, серебром, алмазами, янтарем, розовым маслом, мед тоже есть эталон вечной и незыблемой ценности. Он также исключителен и уникален на земле, как исключительна и уникальна сама пчела». Владимир Солоухин
Православные истоки
Народная легенда гласит, что пчел на Русь принесли по повелению Божию соловецкие святые странники Зосима и Савватий в посохе и этим положили начало пчеловодству. Зосима считается покровителем пчеловодоства и хранителем пчел. По народному календарю 30 апреля — Зосима-пчельник. В этот день ему служили в церквах молебны и приносили медовые соты, которые после этого обладали силой волшебства.
По поверию русских пчеловодов, пчела настолько свята, что даже сам грозный Илья-пророк не может ударить громом в улей. Щадит он и липу, которая дает пчелам сладкий нектар.
На Руси издревле пчел считали знаком бессмертия и вечности, как вечны духи, ветер и другие сверхъестественные, неподвластные людям силы; символом добра, трудолюбия народа и богатства.
Первый славянский историк-летописец Нестор (XI –нач. XII вв.) писал, что мед и воск не только использовались для потребностей населения, но были главными продуктами экспорта в Грецию.
Во времена возникновения Киевского государства мед употребляли в пищу, готовили напитки, а воск использовали для освещения и для религиозных нужд. Славяне высоко ценили питательные и лечебные свойства меда, применяли его при различных заболеваниях, готовили специальные снадобья для лечения наружных ран. В этот период князь Олег и греческий император оформили важный торговый договор: основными продуктами обмена были мед и воск. Позднее подобный договор заключил князь Игорь Рюрикович. Сохранилась запись, свидетельствующая о том, что в 946 году древляне заплатили княгине Ольге большую дань медом, воском и мехами.
В те далекие времена в Новгороде «выражением ценностей служили хлеб и мед. Постановляли, что по такому-то поводу надобно заплатить столько-то хлебом и медом» (Н.И. Костомаров).
Мед сопровождал славянских воинов в походах: в битвах и праздниках, устраиваемых победителями. С медом воспевалась победа и слава воина. «Воеводой быть — без меду не жить», — гласит старинная пословица. Мед придавал силы, крепость, легкость телу. Ему приписывали способность продлевать жизнь, сохранять здоровье, молодость души и тела.
"Мала пчела между летающими, но плод ее — лучший из сластей". Библия.
Традиции бортников
Бортничество — промысел, известный людям с древнейших времен. Первобытные люди, обитавшие в лесах, отыскивали в деревьях гнезда диких пчел и добывали мед.
На заре цивилизации мед был важнейшим продуктом питания, об охоте за диким медом рассказывают наскальные рисунки, возраст которых — более десяти тысяч лет. Со временем люди стали устраивать в дереве искусственное дупло для пчел — борть. Так охотник за диким медом стал бортником. Выбрав дерево, пригодное для борти, бортник ставил на нем родовой знак. Искусство изготовления борти, выбор медоносного участка леса и дерева, в котором поселятся пчелы, — все это требовало навыков и знаний, приобретаемых с детства и передающихся из поколения в поколение.
Известный историк Павел Иовий Новокомский в 1525 г. в своих научных работах сообщал, что в Московской земле «... самая верная жатва получается от воску и меду. Ибо вся страна преисполнена весьма плодовитыми пчелами, которые изготовляют превосходный мед... По лесам и весьма густым рощам можно неоднократно видеть превосходные рои висящих пчел, для огребания которых нет никакой необходимости в медном звоне. Часто находят огромное количество сотов, скрытых в деревьях, и старый мед, покинутый пчелами, так как редкие обитатели отнюдь не исследуют каждого дерева в обширных рощах; таким образом в удивительной толщине древесных пней находят они иногда превеликие озера меду».
Посещая Русь, иностранцы удивлялись, что «мед и воск, находимые везде в лесах, там в таком изобилии, что русские, кроме того, что потребляют его сами: первый — на варку напитка медового, а второй — на восковые свечи для домашнего обихода и при богослужениях (последнее употребление весьма значительно), но излишек огромными частями продают в другие земли».
Согласно историческим источникам расцвет бортничества относится к XVI — началу XVII вв., когда пчеловоды собирали большое количество меда. Бортники с одной только Лебединской дачи («Угожи») в Киевском Полесье заготавливали 24 тыс. пудов меда. Если учесть, что таких дач тогда насчитывалось не менее тысячи, то ежегодно получали 24 млн пудов меда. Таким образом, «... одно бортевое пчеловодство могло доставлять дедам и отцам нашим меда и воска ценою по 1 000 000 000 рублей ассигнациями, не говоря уже о прибыли от домашнего. После этого не удивительно, что отечество наше и недавно славилось медом заграницею и называлось медотекущим» (Н. М. Витвицкий).
В сборнике законов «Русская правда» Ярослава Мудрого указывалось, что за порчу бортных деревьев или выломку меда взимался большой штраф. Позднее за эти деяния была установлена смертная казнь.
Проводя значительную часть жизни в лесу, бортник свободно в нем ориентировался, в совершенстве знал растительный и животный мир. Лес кормил и поил его. В то же время среди людей бортники пользовались уважением и почетом, никогда не были они крепостными.
Так сформировалось сословие бортников — свободных людей, живших на стыке цивилизации и леса, хранителей древних традиций. В поисках медоносных угодий бортники становились пионерами освоения новых земель. Во времена войн становились на защиту отечества, на Руси из бортников формировались отряды, отличившиеся высоким боевым духом. Бортничество процветало у наших предков, и Русская земля славилась медом и воском по всему миру. Этому способствовали огромные леса, изобиловавшие медоносами, сравнительно небольшое развитие земледелия и маленькая плотность населения.
О широком распространении бортневого промысла свидетельствуют фамилии: у славян Бартенев, Бортянский, Роев, Медовиков, Пчелкин, Земцов (земец — пчеловод), у евреев — Деборан, у коми-пермяков — Мошев, у тюркских народов — Бухаров и Бухарин. А само название башкир — башкорты происходит от тюркских слов «баш» — голова и «корт» — пчела.
Расцвет бортничества продолжался до начала XVIII века. Развитие промышленности и истребление лесов привели к упадку древнего промысла. Мед стали получать пасечным способом, который менее трудоемок, а появление импортных «колониальных» товаров вызвало уменьшение спроса на бортневый мед.
В XX веке бортничество почти совсем исчезло и сохранилось только в реликтовом виде. Бортневый мед, обладающий уникальными свойствами, очень редок и стоит дорого.
… Как внесёшь сот — дух пойдет по всей комнате, вообразить нельзя какой: чист, как слеза и хрусталь дорогой, что бывает в серьгах». Н. В. Гоголь.
Русская оздоровительная практика
Трудно представить русскую трапезу без меда. Янтарные полновесные соты в глиняной чашке на деревянном обеденном столе-престоле, теплый ржаной хлеб с медом, пахучие медовые пряники, лесные ягоды, сбитни, горячее молоко и чай с медом, холодный медовый квас в летнюю жару, долбленые липовки и лагуны с медом разных оттенков и ароматов на шумных базарах и ярмарках — все это было извечно у нашего народа.
Мед ели с кашами и киселями, подавали к блинам и оладьям. Он входил в любимые народные кушанья, с ним пекли сладкие праздничные пироги, которые по словам летописца, «с медом и маком творены», затейливые коврижки и печенья. С медом готовили разваристую пшеницу, ячмень и другие блюда, сладкие творожки и пудинги, варили варенье.
Мед, пожалуй, самое первое лекарство, известное человеку. Старинные русские лечебники дают следующее определение пчелиному меду: «Мед есть сок с росы небесной, который пчелы забирают во время доброе с цветов благоуханных, многу и угоден бывает к лекарству от многих болезней…Мед на раны смрадные пособляет, очей затемнение отдаляет, помазуючи или пластырь прикладываючи, распадлины рта лечит, воду мочевую порушает, живот обмягчает, кашлючим пособляет, ядовитое укушение лечит и укушение бешеныя собаки уздравляет, на раны глубокия добре пособляет, легкому и всем суставам внутренним несказанно есть лекарство».
Эти рукописные лечебники характеризуют мед как лекарство, которое показано для лечения людей всех возрастов: «Мед дивий даем прияти без боянства по рассуждению младым и старым, и женатым и брюхатым, понеже мед дивий в приятии невредителен есть и зачавшемуся во утробе».
Широко пользовались им древние славянские племена при лечении многих болезней. Он был первым средством при простудах, прекращал кашель, помогал при нарывах, болезнях глаз. Прикладывали его и на незаживающие раны. Мед смешивали с отварами лекарственных трав и пили при грудных, почечных и сердечных недомоганиях. По понятиям древних, он обладал таинственной силой и был создан для излечения смертных.
Издавна и широко употребляли мед в свадебных и погребальных обрядах. Невесте на счастье и богатство дарили мед, пекли свадебные сладкие медовые пироги, угощали ими новобрачных при встрече и приеме в дом. По старинному поверию народов Поволжья, в день свадьбы жених посылал невесте кадку меда. На свадебном пиру прежде всего подавали на блюдах масло и мед, которые намазывали на хлеб. После обеда гостям подавали кружку сыты — разведенного водой меда. Каждый отпивал по глотку и клал на поднос подарки.
Мед служил символом сладости жизни, довольства, любви и богатства. Мед и медовые кушанья приносили роженицам, угощали им самых дорогих и почетных гостей. По народному обычаю, даже враждующий, принявший мед, забывал обиды и становился доброжелателем.
Согласно свидетельствам иностранцев наши предки еще в V веке до н.э. при похоронах ели мед, ставили на могилах сосуды с медом, на поминальных обедах по покойникам употребляли его в пищу. При поминовениях усопших могилы родных и предков поливали медом и медовым вином.
"Жизнь даётся человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах". В. Ерофеев.
Когда новое – почти забытое старое
Растительная пища всегда составляла основу человеческого рациона. Осваивая окружающий мир, люди научились выращивать съедобные растения. Одними их первых были «одомашнены» зерновые культуры. Зерно и крупа — древнейшие продукты земледелия — сопровождали человека на всем пути его исторического развития. Когда мир был молод, крупу грубого помола заваривали кипятком и ели в сочетании с другими продуктами. Идеально подходит для этого известный людям с доисторических времен мед. Блюда из крупы и меда встречаются в кулинарных традициях всех народов — кутья, тюря, хашил, чомор, сочиво, заваруха, полента. В настоящее время большинство из них имеют историческое или обрядовое значение и не входят в повседневный рацион. Но не везде.
Жители Тибета и Гималаев сохранили древний уклад жизни. Тысячелетиями они живут высоко в горах, водят караваны с грузами через заснеженные перевалы, строят прекрасные монастыри на заоблачных вершинах.
В условиях высокогорья существует сложность усвоения организмом необходимых питательных веществ. Поэтому испокон веков основой питания жителей высокогорья была и остается цампа — блюдо, приготовленное из обжаренной крупы грубого помола, меда диких горных пчел, зеленого чая и растительных либо животных жиров.
Цампа содержит растительный белок и клетчатку, природные углеводы и жиры, а также микроэлемены и витамины — то есть все то, что необходимо человеку для здоровой жизни в очень сложных и даже экстремальных условиях. При регулярном употреблении этой простой и полезной пищи в организме постоянно вырабатываются одни и те же ферменты. Это значительно облегчает процесс пищеварения, который обычно затруднен в условиях высокогорья, и снижает нагрузку на желудочно-кишечный тракт. Благодаря цампе жители высокогорий сохраняют свое здоровье и поддерживают физические силы до глубокой старости, преодолевая трудности сурового климата.
Изучив традиции многих народов мира и проведя серию научных исследований, специалисты одной из ведущих российских пчеловодческих компаний создали принципиально новый продукт питания — «Апицампа», первый продукт ее уникальной программы «Традиции бортников».
Оригинальность ее рецептуры базируется на идее научного открытия «Свойства ДНК-редуцирующих нуклеазы» (неклеазы — ферменты, расщепляющие нуклеиновые кислоты и продукты их распада). ДНК-редуцирующие нуклеазы — уникальные вещества, способные восстанавливать поврежденный генетический код клеток. Благодаря действию этих веществ «Апицампа» в качестве полноценного продукта питания может способствовать восстановлению именно тех клеток, в которых происходят функциональные изменения, нарушения деятельности.
Т. АРСЕНЬЕВА , С. ШИПУНОВ, г. Орёл. |