Суббота, 23.11.2024, 13:43Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 55
Гостей: 55
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №02(079)2011

«Семейка»

В одном из своих «Писем из деревни» (конец XIX века) А. Энгельгардт пишет: «Заметно также увеличивается стремление к образованию, к грамотности... Ребята зимою сами просят, чтобы их поучили грамоте, да не только ребята, а и взрослые молодцы: день работают, а вечером учатся грамоте. Даже школы свои у крестьян по деревням появились. Подговорят хозяева какого-нибудь грамотея — учителя, наймут у бобылки изобку — вот и школа. Ученье начинается с декабря и продолжается до святой. Учитель из отставных солдат, заштатных дьячков, бывших дворовых и тому подобных грамотеев получает за каждого ученика по рублю в зиму и содержание. Относительно содержания учителя родители учеников соблюдают очередь. Во дворе, в котором находится один ученик, учитель живёт, например, три дня, там же, где два ученика, — шесть дней и т. д., подобно тому, как это делает в своей работе деревенский пастух. Изба для школы нанимается родителями сообща, дрова для отопления доставляются по очереди, учебные книги, бумага, грифельные доски покупаются родителями…».

В поселении Ковчег, где в прошлом году мы побывали в гостях в одной многодетной семье, трое из четырёх детей — на семейном обучении. Получают на каждого ребёнка за учёбу по пять тысяч рублей в месяц. А поскольку семья многодетная, ещё по две тысячи доплата идёт. Вот и получается двадцать одна тысяча. Да плюс ещё есть и другие ежегодные разовые выплаты. Жить можно и учиться.

А в Синегорье (Саратовская область) картина с образованием такова, что около тридцати детей учатся по нестандартной программе в лицее, где когда-то начинал свою деятельность известный педагог М. П. Щетинин (лицей находится в нескольких километрах от поселения), остальные получают домашнее образование, называемое «семейным», не путать с экстернатом.

Поскольку Синегорье — поселение молодое, то и образовательное пространство для детей с родителями пока только в проекте. В ближайшем будущем будет создан «Центр Родового Творчества».

Согласно Положению, перейти на семейную форму получения образования можно на любой ступени обучения. И, наоборот, в любой момент есть возможность продолжить образование в школе.

Отношения между общеобразовательным учреждением и родителями по организации семейного образования регулируются законом и корректируются договором.

Так и в поселениях. Родители информируют школу о том, кто будет обучать детей (это могут быть как сами родители, так и приглашённые преподаватели), и определяют совместно со школьной администрацией возможности их участия в промежуточной и итоговой аттестации. Важно знать, что администрация обязуется составить расписание контрольных и аттестационных экзаменов (с точным указанием даты, времени и даже места их проведения)! Дети, которые получают образование в семье, должны быть зачислены в школу на общих основаниях по заявлению родителей и с указанием выбранной формы обучения.

Личная карта ребёнка и результаты промежуточной и итоговой аттестаций сохраняются в школе на протяжении всего срока обучения. Так что ваш ребенок, как и любой другой, будет «приписан» к совершенно конкретной школе.

Государство разрешило эту форму. Но при переходе на семейное образование родители сталкиваются с препятствиями, прежде всего со стороны чиновников, директоров школ и учителей, которые либо, как ни странно, просто не знают такой формы обучения, либо не одобряют её, либо просто не хотят брать на себя ответственность.

Часто желание родителей перевести ребёнка на семейное обучение встречает агрессивный отпор со стороны официальной педагогики. Как же! Ведь финансирование-то школ подушное.

Даже в крупных городах практика такой формы образования пробивает себе дорогу с трудом. Что говорить о глубинке? Многие педагоги, хотя и знают о существующем Положении, не представляют, что и как фактически нужно делать.

Поэтому вот вам несколько советов из нашей практики. Во-первых, приходите к директору с уже готовой, проработанной моделью. Во-вторых, разговаривайте чётко по пунктам. В-третьих, с самого начала постарайтесь сделать учителей своими союзниками.

Объясните им, что вы забираете ребёнка в родовое поселение не потому, что сомневаетесь в их профессионализме. Причины для этого могут быть разными. Например, серьёзные занятия спортом или живописью, которые требуют огромного труда и времени. Или сложности с адаптацией ребёнка в детском коллективе...

Нормальные люди обязательно пойдут вам навстречу. Главное — найти верный тон в отношениях.

Родителям выдаётся учебный план для каждого класса, где чётко прописано, что аттестация будет проходить по конкретному учебнику. Программа по каждому предмету построена так, чтобы помочь подготовиться к поступлению в соответствующий вуз.

В школе ребёнок практически не может выбрать то, что ему нужнее всего, а остальные предметы изучать в сокращённом объёме. В семейном образовании это возможно!

Согласно Положению, поскольку ребёнок, переведённый на семейную форму обучения, остаётся таким же учеником, как и все остальные, школа предоставляет ему учебники и литературу, имеющуюся в библиотеке; обеспечивает необходимую методическую и консультативную помощь, осуществляет промежуточную и итоговую аттестации — принимает годовые и выпускные экзамены.

Порядок и формы промежуточной аттестации оговариваются с администрацией заранее!

Проверять знания вашего ребёнка могут каждую четверть. В этом случае он приходит на четвертные контрольные или зачётные работы раз в полугодие или раз в год.

Опыт показывает, что четвертные проверки неудобны и нецелесообразны: бывает, что ребёнок увлекается и забегает далеко вперёд, но не осваивает несколько тем, которые в школе изучаются именно в данной четверти.

Оптимальной многие родители считают проверку раз в год. Как правило, это итоговые контрольные диктанты, которые показывают, что ребёнок усвоил весь объём материала.

Кстати, имейте в виду, что родители имеют право присутствовать на итоговых экзаменах! Это особенно актуально в случае, если отношения с педагогами и администрацией школы напряжённые. Если возникнет необходимость апелляции, вам будет легче сформулировать свои претензии.

Ребята на домашней форме обучения сдают экзамены за 9-й и 11-й классы в общем порядке и получают аттестат государственного образца. Так же, как и остальные, эти дети могут претендовать на золотую и серебряную медаль.

Семейная форма обучения имеет ряд существенных преимуществ.

Прежде всего, такое образование стимулирует познавательную активность посредством самостоятельного обретения знаний, не «убивает» желания учиться.

Но самое важное, что семейное образование по-настоящему объединяет родителей и детей!

Мы общались с несколькими детьми, занимающимися по этой системе. Задавали разные интересующие нас вопросы. Например: «Нравится ли учиться самостоятельно?» Дети давали всегда положительный ответ. Программа ими проходится легко, зачёты и контрольные сдаются без проблем, родители помогают объяснять только некоторые отдельные темы, остальное — всё сами.

Причём времени на обучение в течение дня уходит часа три, не больше. Учебные предметы по желанию ребёнка осваиваются поэтапно: можно, например, сначала только английским заниматься, потом только математикой, потом русским языком...

Некоторые дети в поселении успевают не только учиться, но и музыкой заниматься, танцами.

Скучать дома совсем нет времени. Ребята помогают старшим, гуляют на природе и со своими любимыми питомцами, общаются со сверстниками. Совместные мероприятия поселения, детские мероприятия и дружеские встречи есть в достаточном количестве, чтобы не чувствовать себя оторванными от жизни.

 

Лариса Ряднова. Ростовская область
ryadnova@inbox.ru

Категория: №02(079)2011 | Добавил: winch (18.11.2015)
Просмотров: 821 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024