Суббота, 23.11.2024, 10:37Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 82
Гостей: 82
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №02(079)2011

"Кавказский Аркаим"

В самом начале нынешнего века автору попалась книга А. И. Асова «Славянские руны и Баянов гимн», а затем «Славянские боги и рождение Руси» издательства «Вече». Из них следовало, что согласно персидскому (Шахнаме), германскому (старшая и младшая Эдды), нартскому и славянским преданиям на Кавказе в районе древней Алатырь-горы (Эльбруса) в незапамятные времена легендарным Китоврасом (князем) был построен храм Солнца. Храм этот упоминался многими древними авторами, например Птолемеем, Геродотом, Страбоном Алъ-Ма-суди. Там же говорилось и о Кияре — древней столице государства Русколань, находившейся где-то в тех же краях.

Согласно Шахнаме, во II тысячелетии до н. э. храм был захвачен князьями Русом (Рустамом) и Усе-нем (Кави Усейнасом). Пытался захватить его и ещё один легендарный князь по имени Асан. По Стра-бону на рубеже нашей эры храм разграбил боспорский царь Фар-нак, а окончательно его разрушили в IV веке уже нашей эры готы и гуны. Именно в это время по преданиям был казнён готами последний князь Русколани Бус Белояр.

Известны даже размеры храма: 60 локтей (30 м) в длину, 20 локтей (10 м) в ширину и 15 локтей (7,5 м) в высоту, а также количество окон и дверей — 12, по числу знаков зодиака.

Я много лет ходил по Приэльбрусью, неплохо знаю этот красивый и суровый край. Поэтому утверждение Асова поначалу показалось сомнительным. И я решил проверить его основные выводы. Ведь если в Приэльбрусье некогда было древнее государство с развитой культурой и широко известными в древнем мире культовыми сооружениями, оно не могло исчезнуть безследно, не оставив на Земле никакой памяти.

Из сопоставления преданий и топонимики (названий природных объектов) выстроилась интересная цепочка: Если Эльбрус — священная гора-Алатырь (проекция на Землю мировой горы), значит, у её подножья располагался рай — Ирий. А есть ли такое место под Эльбрусом? Да, это плато Ирахитсырт и примыкающий к нему снизу обширный луг — Ирахитюз.

Может быть, это простое созвучие? Но местные пастухи не могут дать убедительного толкования этому названию.

Ирий, в традициях Ведической культуры — исконной дохристианской Веры Славян и Ариев, отделён от Яви (нашего материального мира) рекой Смородиной (от смага ~ огонь, пламя). Ирахитсырт отделён от предгорий рекой Кызылсу, «Красной рекой» в переводе с местных наречий, истоком реки Малка.  Это название могло стать переводом на тюркский слова «огненная»? Через реку Смородину, как известно, должен быть Калинов мост, по которому из Нави (с того света) к нам в Явь проникала всякая многоголовая огнедышащая нечисть, а обратно из Яви в Навь следовали души умерших, а также витязи и полубоги для выяснения отношений с жителями подземного царства. И такой мост действительно существует! В том месте, где Кызылсу прорывает застывший лавовый поток и обрушивается в долину известным всем путешественникам водопадом Султан, узкое ущелье перекрыто естественным мостом из застывшей лавы!

Рядом с изумрудно-зелёными пастбищами Ирахнтюза лежат огромные мрачные, продуваемые сильными холодными ветрами, поля чёрной и красной лавы, где нет растительности, и даже обычный песок — не жёлтый, а чёрный. Словом, аналогия с Навью, где расположен и рай — Ирий, и ад — Пекальное царство, очень близкая. Современная геология и древние авторы утверждают, что последнее извержение вулкана Эльбрус произошло около 500 лет до н. э., то есть во вполне исторические скифские времена. Следовательно, наши Предки, входившие в государство скифов под названием скифов-землепашцев, или сколотов, видели раскалённый лавовый поток, огненного змея, перегородившего Кызылсу.

Но вернёмся к топонимике. На карте в бассейне реки Аликоновки у города Кисловодска отмечены Беловодская балка и Беловодский родник, напоминающие о Беловодье — легендарной Прародине наших Пращуров. С другой стороны от Эльбруса в долине реки Баксан находится посёлок Верхний Бак-сан, называвшийся ранее Урусбиев аул. Но «урус» на тюркских языках означает — русский, а «бий» или «бай» эквивалентно слову князь. Следовательно, Урусбиев аул мог принадлежать потомкам известного нам князя Руса.

Река Баксан, текущая с Алатырь-горы, Эльбруса ранее называлась рекой Альтуд, или в русском звучании — Алатыркой. Новое имя она получила после гибели Буса Белояра, в нартской традиции — Баксана, по велению его супруги. По преданиям, предком Буса был князь Рус. А в книге царского генерала Иоганна Браламберга «Кавказская рукопись» говорится, что жители Урусбиева аула — балкарцы-бастианы, и что они аланского, а не тюркского происхождения. Бастианы, значит, потомки Баса. Нетрудно догадаться, что живший на берегах Баксана пращур Бас есть не кто иной, как Бус Белояр. Таким образом, исследования русского генерала подтверждают свидетельства древних авторов.

Над Верхним Баксаном в бассейне реки Кыртык есть речки Уллу и Гитче Усенчи, или большая и малая реки рода Усеновых. А теперь вспомним сподвижника князя Руса — Усеня. Может ли это быть случайным совпадением? Вспомним и князя Асана, не ему ли принадлежала долина реки Кубасанты, буквально — река Асана. Известен всем, кто бывал в Приэльбрусье, и перевал Кой-Хасан (Асан!) — Сю-рюльген. А вот ещё и реки Адырсу и Адылсу — живая и мёртвая вода, как объясняли инструкторы альплагеря Джайлык. Это тоже дань древней традиции.

Отца Буса Белояра по нартскому эпосу звали Дауов. Не его ли именем назван расположенный невдалеке от Эльбруса пик Даут, напоминающий с пастбищных хребтов над долиной Уллухурзук голову воина в шлеме?

Кстати, из книг А. И. Асова следует, что могила (курган) Буса Белояра находится в 80-ти километрах от Эльбруса в долине реки Этоко, недалеко от Пятигорска. Памятник Бусу Белояру, снятый с кургана и описанный русскими исследователями Кавказа ещё в XVIII веке, выставлен в Государственном историческом музее в Москве в зале 12.  Табличка у подножья гласит, что это статуя воина XIV века, выполненная из известняка. В действительности статуя выполнена из эльбрусской лавы.

В 1997 году мне с группой туристов-школьников довелось проходить по описываемым местам. Тогда на подходах к Эльбрусу в верховьях Малки мы отметили каменную стелу — менгир и расположенную рядом правильной конической формы гору Тузлук. Уже тогда, зная о древних пригоризонтных астрономических обсерваториях типа Стоунхендж, или уральского Аркаима, мы предположили, что менгир и Тузлук могут представлять интерес для палеоастрономов, исследователей древних обсерваторий.

Позже, сопоставив Тузлук с описаниями храма Солнца и топонимикой, мы сделали вполне очевидное предположение и три года ездили исследовать район Тузлука.

В первый раз наш маршрут был проложен через Верхний Баксан по реке Кыртык, лавовым полям Эльбруса и далее через Калинов мост на поляну Эммануэля — генерала, организовавшего первое подтверждённое восхождение на Эльбрус.

Для тех, кто пойдёт нашим путём, чудеса начнутся с первого дня. Миновав уже упоминавшийся Урусбиев аул и реки рода Усеновых, мы окажемся возле скалы Ул-лукая. Хорошо известная туристам и археологам, она напоминает гигантскую кошку, между передними лапами которой есть узкий проход к глазам-пещерам и источнику нарзана. Согласно А. И. Асову, в трудах арабского историка Аль-Масуди говорится о славянском(!) храме, посвящённом богу смерти, Чернобогу. По его данным, здание было построено вблизи Эльбруса на чёрной горе, и «была там большая статуя бога в образе Сатурна», т. е. Чернобога. В славянской традиции Чернобога звали также Седуничем, по имени матери, козы Седуни (ср. река Сетунь). От того же корня происходит и имя Сатурн. В храме он был представлен в виде «старика с палкою в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил». Окружали храм чудесные воды, известные своей пользой, то есть нарзан!

В пещерах Уллукаи мы найдём огромный подиум, высеченный в скале, и входы в малые пещеры в его дальней стороне. На подиум можно положить человек 50. В сочетании с видом на Эльбрус «отрадней лапы» кошки и источником нарзана, предположение о том, что славянский храм Чернобога был именно здесь весьма правдоподобно.

Спустившись одним из известных перевалов к реке Кызылсу, чуть ниже поляны Эммануэля перейдём реку по каменной пробке, Калинову мосту. Чуть ниже него река обрывается 40-метровым водопадом Султан. За ним лежит крутопадающая долина, дна которой не видно. В каньоне стоит «отрубленная голова» стража Калинова моста, Чу-рилы Дыевича, с которым сражались герои и полубоги. Возможно, и пушкинский Руслан (князь Рус!) был здесь. И не у скалы ли Уллукая жил бородатый Черномор-Чернобог? Пушкин, как известно, был хорошо знаком с русским эпосом, не раз бывал на Кавказе, и в его произведениях есть мотивы нартского эпоса.

Теперь от поляны Эммануэля по дороге на Кисловодск мимо горы Сирх поднимемся на предгорные пастбища к горе Тузлук и менгиру, стоящему у дороги над обрывом в каньон Малки.

В 2001 году, взяв азимуты с вершины Тузлук на все заметные в окрестностях объекты и сравнив их с расчётными, мы пришли к выводу, что Солнце в дни солнцестояний должно восходить вблизи заметных ориентиров. А это один из важнейших признаков всех известных пригоризонтных обсерваторий. Впрочем, наши измерения и расчёты не отличались высокой точностью. Но в рамках школьной экспедиции сделать больше было сложно.

На следующий 2002 год благодаря помощи института Археологии РАН и Государственного астрономического института имени Штернберга мы имели профессиональные расчёты азимутов восхода и захода Солнца в дни солнцестояний и ряд других важных астрономических событий. Энтузиасты-краеведы из Пятигорска во главе с А. Г. Евтушенко взялись обеспечить теодолиты и их обслуживание, а также доставку людей и грузов к месту работы. Экспедицию назвали «Кавказский Аркаим» по аналогии с известным южноуральским археологическим объектом.

Уже на месте в момент выгрузки мы попали в мощный циклон. В лагере выпало до полуметра снега, а через сутки талая вода обрушилась селевыми потоками в долину Кубани и Терека, превратив чуть ли не весь Северный Кавказ в зону бедствия.

Тем не менее, утром 23 июня, во второй день солнцестояния, нам удалось подняться на вершину Тузлука и установить теодолит. В это утро решалась судьба экспедиции и, вероятно, всех высказанных нами идей. Если Солнце взойдёт над заметным ориентиром, гипотеза о храме Солнца на горе Тузлук на северных склонах Эльбруса получит право на существование, если нет — можно «сматывать удочки».

И вот над горизонтом за массивом столовой горы Кинжал (правильно Канджол ~ Кровавый путь) зажглась узкая полоска света — Заря-Зареница. Красная полоска постепенно разрастается, к ней присоединяется фиолетовое, голубое, а затем и золотистое сияние. Оно ширится, занимает полнеба. За Эльбрус смещается фиолетовая полоса-тень от Земли — граница дня и ночи. Солнце уже поднялось над горизонтом, но от нас оно скрыто массивом Кинжала. Порозовел, а затем зазолотился Эльбрус. Лучи низкого Солнца прорвались по долинам через горные проходы, золотят окрестные вершины.

Ну!!!

И вот в глубокой седловине вблизи южного края Кинжала появляется ослепительная точка. Андрей Юрьевич, наш профессиональный геодезист и топограф, ловит её в перекрестие визира. Есть отсчёт!

Солнце на глазах поднимается из «земли». На него уже нельзя смотреть без светофильтров. «УРА!!! Вот Солнце!» — Возглас наших далёких предков так и хочет сорваться с губ. Вершина горы затоплена золотым светом — неописуемая красота!

Позже у подножья Тузлука находим два камня характерной формы с углублениями и канавками. Мы назвали их алтарями, поскольку форма их пригодна для возлияния жертвенного напитка — сурьи. Да и расположены они почти на линии восток-запад. Закреплено ориентирами на местности и направление север-юг. Расположение Менгира, каменной стелы, относительно Тузлука оказалось связанным с восходом Луны в характерной астрономической точке. Это и ряд других находок позволяет утверждать, что гора Тузлук могла быть центром древней астрономической обсерватории, а четыре камня-останца на её вершине могли быть фундаментом храма Солнца. Однако последнее слово здесь должны сказать учёные из государственных институтов, поскольку только они имеют право быть экспертами.

И в заключение обратимся ко всем, кому небезразлично летописное наследие Родины. Проложенная в последние десятилетия по восточным склонам горы Тузлук дорога нарушила естественный гидрологический баланс, и теперь к менгиру стекает вода. Часть склона уже обрушилась. Если не принять мер, уникальный менгир унесёт свою тайну в каньон Малки. Менгир необходимо вывезти в какой-либо краеведческий музей и сохранить для истории. Но сделать это можно только с официального разрешения, поскольку самодеятельность в этом вопросе карается в уголовном порядке. Но при этом за гибель памятника от естественных причин не ответит никто!

 

Алексей Алексеев. г. Москва

Категория: №02(079)2011 | Добавил: winch (18.11.2015)
Просмотров: 1259 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024