Четверг, 03.12.2020, 04:51Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №02(151)2017

Деревенские дети сами просятся в школу

В младших классах сельской школы большинство учеников — дети приехавших из города. 
Один из вопросов, который волнует тех, кто с нами, новыми сельскими, пересекается: а как у вас дети-то учатся в деревне вашей? При том, что у нас тут нет бассейнов, ледовых дворцов, детских развивающих центров и музыкальных школ.
Заметная часть наших пона­ехавших в деревню, а точнее, почти все — с детьми. И дети каждый год подрастают и пополняют ряды школьников. Расскажу о том, как мы, селяне, обходимся без языковых школ, танцевальных студий и других статусных атрибутов выращивания потомства в современном городе.

В деревне выживает то, что востребовано, имеет своё место и применение. Развивающие занятия французским языком для годовалых тут с разбегу не продашь. Детсад тоже закрыли ещё в прошлом веке. Основной очаг образования — сельская школа. Школьников на всю деревню у нас поменьше сотни. Это значит, что в старших классах человек по пятнадцать, а в первый класс пошло четверо. И среди этих четверых трое — дети «понаехавших» из города. Если так пойдёт дальше, скоро в школе будет две трети бывших городских детей. Потому что бывшие сельские дети учатся в городе, где их мамки и папки остаются после института. Мне пока не очень понятно, что ждёт нашу школу, если в ближайшие лет пять в первый класс так и будет идти по три-четыре человека. Не сократят ли за нецелесообразностью, как детский сад?
В классах полупусто, заняты далеко не все парты. Видно всех учеников, как на ладони. И на всех хватает внимания. Поэтому, особенно в начальной школе, отношение учителей к своим четырём-шести-десяти подопечным ближе, чем в городе. Каждого заметят, всякого спросят, что непонятно — разжуют и в клюв положат. Дети воспринимают учителей не как посторонних людей, а примерно как дальних тётушек седьмой воды на киселе. Это чуть ближе и чуть теплее, чем, скажем, было в моей городской школе. И для родителей такой расклад имеет и плюсы, и минусы. С одной стороны, ещё один заботливый взрос­лый у ребёнка есть, мир становится надёжнее. С другой — ребёнок притаскивает из школы характерное украинское «гэ» физрука и точку зрения математички на философские вопросы бытия, к примеру. Не чужие же люди.
Это и в городе так. Но в деревне наглядней.
Теперь об организации процесса.
Нынешняя сельская школа оснащена хорошо, но малоэффективно. Есть выделенный Интернет, но он не работает — кривое программное обеспечение. И это вам не виндоуз, его по тендеру писали для всея страны и внедряли во все школы. Теперь ездят, багги (ошибки в программе) устраняют. До нашего села, может, года через два доедут. В каждом классе огромные жидкокристаллические экраны. Зато в библиотеке последняя сотня советских ещё книжек распадается прямо в руках от ветхости, а новых нет и не предвидится.
Тем не менее учеба происходит. Нашей конкретной школе везёт на педсостав, тут хорошие, профпригодные учителя и почти нет текучки кадров. Откуда взялись учителя? Из советских же времён. Очень часто в биографии наших сельских педагогов есть такая страничка: хорошо учились в пединституте, по распределению поехали в солнечный Таджикистан, потом Союз кончился, и всех русских прижали, пришлось возвращаться на Родину, теряя по дороге связи и средства. Не всем удалось поселиться в городах, кто-то поехал жить в село. Мне нравятся эти учителя. У них хорошо поставленная речь и добротные педагогические приёмы. Они вполне могут набивать буйные головушки своим предметом. Сами предметы, правда, несколько перекосило. Но я не об этом.
Те, кто учился в школе лет двадцать назад, ещё помнят, что тогда нагрузки были поменьше, рюкзаки полегче, а дети повеселее. Вот как было тогда, так и в нашей деревне сейчас. И что самое интерес­ное, «поступаемость» — хорошая. Весь молодняк с аттестатами и результатами ЕГЭ ринулся покорять города, и все поступили, кто хотел и куда хотел.
Да, спортивных школ тут нет, зато есть самодеятельные спортивные секции и футбольная команда. Плюс дети ежедневно в школу идут пешком — туда и обратно, если никто не подбросит. У некоторых учеников до школы 4–5 км, так что гиподинамия им не грозит. Осенью велосипед, зимой лыжи. У нас есть идея сделать школьные сани и гонять по снегу лошадку с розвальнями, собирая потемну топающих в школу детей. Может, воплотим.
Для тех, кто живёт далеко или просто считает походы в школу не обязательными, есть семейное обучение. Это когда обучают родители, а учителя проверяют результаты и ставят оценки. У нас в школе принято сдавать предметы раз в четверть. Есть семьи, где дети учатся дома с первого класса до выпуска. Есть семьи, где после начальной школы, возжаждав тусовки, дети отправляются в школу добровольно. Кстати говоря, при таком раскладе они рвутся туда даже простуженные, уроки делают сами, без напоминаний и вообще всячески стараются, а то вдруг запретят в школу-то ходить. Мотивация — великая штука и на учёбе сказывается заметно.
Ну, и самое приятное. Поборов в нашей школе — нет. Родители, разумеется, приходят участвовать в спектаклях и праздниках, летом помогают выкосить травку в огромном школьном дворе и иногда присоединяются к зав­хозу, починяющему что-нибудь в классе. Мои городские знакомые родители говорят, что постоянно сдают деньги на что-нибудь, от компьютеров до ремонта. И я таки понимаю, что наше сельское обучение выходит куда экономичней.

Ирина Мальцева.
Воронежская область.
http://36on.ru

Категория: №02(151)2017 | Добавил: winch (18.11.2020)
Просмотров: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2020