Популярное выражение «Первый блин комам» (именно так оно звучало у древних славян) означало отнюдь не то, что сегодня. Это был обычай отдавать первые блины комам («комы» по-древнеславянски — медведи). Ведь древние славяне почитали праздник Комоедицу. Его всегда отмечали весной, в день весеннего равноденствия, когда день становится длиннее ночи, пробуждается природа и медведи вот-вот выйдут из спячки. Первые испечённые блины хозяйка приносила к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны, как волки. В этот день на столы выставлялись не только блины в устрашающих количествах, но и блюда, до которых мишка считался большим охотником, — гороховые каши и овсяные кисели.
Образ медведя был связан с культом Велеса — бога скота, плодородия, богатства. Медведь являлся одним из его обликов и пользовался подобающим уважением.
«Ком» — далеко не единственное прозвище медведя. Обычай называть зверя иносказательно говорит об огромном его почитании. Нельзя было звать его настоящим именем, чтобы не накликать невзначай. Между прочим, слово «медведь» — тоже иносказание, образованное от двух слов: «мёд» и «ведать», т. е. знать. Истинное имя медведя не сохранилось. Возможно, ответ скрыт в слове «берлога» — «логово бера». В пользу этого предположения говорят английское «bear» и немецкое «Bär» — «медведь».
Считалось, что на Комоедицу после трапезы нужно обязательно поспать или хотя бы с полчаса неподвижно полежать, имитируя зимнего мишку. После этого надо было от души потянуться, встряхнуться и поздороваться с весенним солнышком со всей доступной сердечностью.
У наших древних предков существовала даже игра в пробуждение медведя, во время которой весёлые люди ходили хороводом вокруг условной «берлоги», орали песни, кидались снежками и всяким праздничным мусором, пытаясь вывести из себя товарища, наряженного медведем. А там уж как придётся: если «медведю» это быстро надоедало, то под визг-писк он, к удовольствию компании, восставал из берлоги с ответным рёвом и мчал кого-нибудь «заломать»…
В усложнённом варианте игры «медведь» должен был «спать» до тех пор, пока какая-нибудь отважная девушка не оторвёт от его шкуры порядочный клок. Ловить и «заламывать» народ тогда полагалось до тех пор, пока не обнаружится пропажа. А девице-обидчице избавиться от суровых «медвежьих» объятий можно было, только поцеловав косолапого.
В наше время никто мишек не задабривает, а тот самый блин комам стал комом лишь в христианской Руси — этим метаморфоза обязана обычаю: первый блин отдавать за упокой души, т. е. такой блин вставал комом в горле. В дохристианской же Руси первый кусочек каждодневной трапезы традиционно приносили в дар предкам, Роду и Богам. Традиции, таким образом, наложились друг на друга. Со временем, когда коренной смысл Комоедицы забылся, весенний праздник стал просто комедией, т. е. просто весельем, Комоедица превратилась в Масленицу.
Блин, выпекаемый первым на Масленой неделе, выкладывали на слуховое окошко «для душ родительских» со словами: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших...
Прислала Олеся Маринина. г. Красноярск. |