Суббота, 18.11.2017, 09:39Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №02(115)2014

Музыка их связала...

Мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки, и она является своего рода предъязыком... Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность (пение, движение под музыку, музицирование, слушание музыки и т. д.) открывают доступ к врождённым механизмам и расширяют их использование для развития других высших функций мозга.

Известно, что любая деятельность, и в частности интеллектуальная, обеспечивается функ­циональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации. Мозг человека содержит около триллиона клеток, из которых 100 миллиардов — нейроны, и каждый связан с тысячами других. Мозг развивается, формируются межнейрональные комплексы и межцентральные связи, они и лежат в основе ИНТЕГРАЦИИ, — это когда левое и правое полушария работают согласованно. И степень устойчивости этой интеграции по мере созревания мозга только нарастает. 

Деятельность полушарий является взаимодополнительной — из-за неравномерности распределения функций между ними. Правое полушарие в большей степени обладает континуальными функциями, то есть кодирует «целостность», а левое — дискретными функциями, т. е. кодирует существенные признаки целого. Новейшие исследования нейрофизиологии доказывают, что в большинстве случаев дети до 5–7 лет являются существами «правополушарными».

Так чем же полезна для мозга музыкальная деятельность?

Восприятие музыки (а это основной вид музыкальной деятельности, сопутствующий всем остальным) обеспечивается обоими полушариями, регулирующими различные функции. Цельное же впечатление обеспечивается той самой интеграцией процессов, протекающих  в полушариях: ритм музыки воспринимается левым полушарием, а мелодичность и красота — правым.

То есть музыкальная деятельность — это один из немногих уникальных видов деятельности, которые одновременно активизируют работу двух полушарий мозга, усиливая интеграцию мозга.

Причём восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия. При этом в коре головного мозга возникает сложная система фокусов взаимосвязанной активности не только в сенсорных (слуховых), но и в ассоциа­тивных лобных отделах коры.

Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений. В результате проведённых экспериментов у всех детей в момент прослушивания музыки отмечались:

• более высокий уровень всех межцентральных связей по сравнению с фоном;

• более сильные межполушарные взаимодействия в передних отделах коры по сравнению с задними отделами, особенно в левом полушарии;

• большее число межполушарных асимметричных связей.

Показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.

Благодаря музыкальному воздействию повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.

Кроме того, регулярное на протяжении длительного времени музыкальное воздействие активирует созревание подкорковых структур и совершенствование регуляторных механизмов деятельности сердца. В целом же улучшаются психофизиологические характеристики мозга, повышается способность мозга к обучению.

Ещё в 1951 году венгерский педагог Золтан Кодай создал первую школу с расширенным преподаванием музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами, — и это, несмотря на то, что объём преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки.

Эксперимент в 1988–1991 годах был повторен в Швейцарии и также выявил положительные результаты. Итоги этого эксперимента зафиксированы в работе Э. В. Вебера «Музыка делает школу». Другой автор, В. Вюнш, в книге «Формирование человека посредством музыки» рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт.

Мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки, и она является своего рода предъязыком, считают американские исследователи X. Leng и G. Shaw. Ими продемонстрирована польза музыкального обучения с раннего детства и даже грудного возраста для тренировки некоторых специфических высших познавательных (когнитивных) функций. Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность (пение, движение под музыку, музицирование, слушание музыки и т. д.) открывают доступ к врождённым механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки и расширяют использование этих механизмов для развития других высших функций мозга. Нейрофизиологи установили, что при занятиях музыкой нейронные связи в двигательной коре головного мозга (эта часть отвечает за планирование и выполнение действий) значительно укрепляются.

Уже давно собраны неоспоримые доказательства того, что в периоде между 6-ю и 8-ю годами у ребёнка, в так называемый «чувствительный период», уроки музыки «провоцируют» длительные изменения в моторных функциях и структуре головного мозга.

Вот результаты другого эксперимента. Исследователи протестировали 36 взрослых музыкантов и просканировали их мозг. Половина музыкантов начала обучаться музыке ещё в дошкольном возрасте, а другая половина несколько позже. При этом у всех был одинаковый опыт занятий музыкой.

Затем исследователи сравнили представителей обеих групп с теми людьми, которые никогда не занимались музыкой или занимались совсем недолго. Проверялись моторные функций мозга участников эксперимента (добровольцев попросили выполнить то или иное задание). Выяснилось, что те музыканты, которые начали заниматься в дошкольном возрасте, выполнили задание быстрее. Сканирование их мозга показало, что белое вещество мозолистого тела имело больший объём. Было также установлено, что чем раньше человек начал заниматься музыкой, тем лучше работали связи нейронов между левым и правым полушариями головного мозга.

Любопытный факт: сканирование мозга не показало никакой разницы между немузыкантами и музыкантами, которые начали играть во взрослом возрасте. Получается, что развитие мозга благодаря музыкальным «тренировкам» происходит лишь в раннем возрасте.

Поскольку во время исследования музыкантам давали вовсе не музыкальное задание, это также доказывает, что возможности развитого таким образом мозга выходят далеко за пределы одного лишь умения играть на инструменте.

«Это исследование имеет большое значение, потому что наглядно показывает, что обучение в раннем возрасте намного эффективнее любого другого. Строение нашего мозга больше всего меняется под влиянием обучения именно в этот период времени», — подчёркивает док­тор Роберт Заторре из Нейрологического института Монреаля, который также является одним из руководителей Международной лаборатории музыки мозга и звуковых исследований.

Выводы исследования перекликаются с лозунгами приверженцев раннего развития детей. При этом важно понимать: те, кто начал рано заниматься музыкой, обладают специфическими навыками, которые отличают их мозг от мозга других людей. Но это вовсе не значит, что такие люди — более талантливые музыканты. Занятия музыкой требуют не только определённых навыков, но и коммуникабельности, энтузиазма, стиля и многого другого — всего того, что мы не можем измерить. Так что не стоит думать, что ранние занятия музыкой обязательно сделают из ребёнка гения.

В исследовании были задействованы дети, которые занимались музыкой по 2,5 часа в неделю, эксперимент продолжался 15 месяцев. Обнаружилось, что у детей, занимающихся музыкой регулярно, объём мозолистого тела головного мозга, отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями, увеличился в среднем на 25%.

Занятия музыкой у детей, вовлечённых в эксперимент, проводились исключительно на двуручных инструментах: фортепиано и виолончели. Таким образом, не исключены комплексные механизмы влияния как музыки, так и сферы двигательных функций организма в целом.

О влиянии музыки на развитие мозга человека специалисты спорят давно. Ранее выдвигалось предположение о положительном эффекте Моцарта. Суть его состояла в том, что академическая музыка, в частности произведения великого австрийца, влияет на физиологию людей, в том числе на их интеллектуальные способности.

Результаты исследований, опуб­ликованные в сентябре 2006 года в журнале «Брэйн» (Канада), показывают, что дети, которые обучаются музыке, обладают лучшей памятью и их мозг по-другому реагирует на музыкальные звуки, нежели мозг детей, не имеющих музыкальной подготовки. После одного года музыкального обучения у детей улучшаются показатели тестов на память, грамотность, зрительно-пространственное восприятие, математику и IQ.

Исследователи пришли к такому выводу после того, как зарегистрировали реакцию мозга на музыку у детей в возрасте 4–6 лет. В течение одного года учёные провели обследования в двух группах детей — у тех, которые брали музыкальные уроки, и у тех, кто не получал дополнительного музыкального образования. Оказалось, что изменения мозга развиваются за очень короткий период обучения — четыре месяца.

Доктор Лорел Трейнор, профессор психологии, неврологии и поведения в Университете МакМастер, отметил: «Это первое исследование, которое выявило такие эффекты, развивающиеся в течение одного года, у маленьких детей. Такие изменения приводят к улучшению познавательных способностей, которым способствует музыкальное образование».

Команда исследователей поставила перед собой следующие вопросы:

• Как меняется слуховая реакция у детей за период музыкального обучения один год?

• Отличается ли реакция мозга на музыкальные звуки и обычный шум?

• Каким образом занятия музыкой влияют на развитие мозга у детей младшего возраста?

В начале исследования шесть детей (пять мальчиков и одна девочка) только начали посещать музыкальную школу, другие шесть детей (четыре мальчика и две девочки) не получали дополнительных уроков музыки.

В музыкальной школе, где проводились исследования, ко всем детям проявляли одинаковый подход, независимо от врождённых музыкальных способностей,  и не обучали чтению нот с самых первых занятий, а стремились к тому, чтобы ребёнок в первую очередь воспринимал мелодию на слух.

Активность головного мозга измерялась методом магнитоэнцефалографии (МЭГ). Такой метод позволяет измерять магнитные поля, создаваемые мозгом вокруг головы. Изменения этого поля отражают работу нервных клеток, а это даёт возможность с точностью до миллисекунды определить время реакции клеток мозга на сигнал.

За год детей обследовали 4 раза. Для сравнения им давали прослушать звуки скрипки и белый шум (научное название шума, состоящего из звуков всех частот, в простой жизни его можно описать как шум водопада или ненастроенного радио). Оказалось, что мозг лучше реагирует на скрипку, чем на белый шум. То есть для активности коры мозга важно слышать осмысленные мелодичные звуки. Кроме того, в течение года музыкального обучения время реакции коры мозга на звуки уменьшалось, то есть между нервными клетками улучшалась проводимость, и мозг стал работать быстрее.

Также у детей, обучающихся музыке, были отмечены изменения головного мозга, связанные с улучшением внимания и музыкального слуха. Профессор Трейнор заметил: «То, что у детей, обучающихся музыке, в течение года улучшился музыкальный слух, пожалуй, не очень удивительно. С другой стороны, очень интерес­но то, что дети, берущие уроки музыки, в течение года улучшили свои показатели, которые связаны с немузыкальными способностями, такие как грамотность, память на слова, зрительно-пространственное восприятие, математику и IQ, в сравнении с детьми, не берущими уроков. Это позволяет предположить, что музыкальное образование оказывает позитивное влияние на общее развитие мозга и улучшает его функции, связанные с памятью и вниманием. Это очевидно, что музыка — очень хорошее средство для развития детей, и музыкальные уроки должны быть частью образовательной программы дошкольных и начальных школ».

Категория: №02(115)2014 | Добавил: winch (13.10.2017)
Просмотров: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2017