Грудное вскармливание положительно влияет на развитие головного мозга детей. Благодаря использованию специально адаптированного метода магнитно-резонансной томографии группе американских и британских исследователей впервые удалось наглядно продемонстрировать различия в развитии различных структур головного мозга у детей, находящихся исключительно на материнском молоке, на смешанном или же на искусственном вскармливании. Работа опубликована в журнале NeuroImage.
Результаты предыдущих исследований свидетельствуют о том, что грудное вскармливание способствует более эффективному умственному развитию в подростковом и взрослом возрасте. Авторы работы, во главе которых стоял Шон Дэони (Sean Deoni) из Brown University (Провиденс, штат Род-Айленд, США), имели своей целью определить, насколько рано наступают изменения в головном мозге, ведущие к столь положительным последствиям.
Дэони и его коллеги отобрали для своего исследования 133 здоровых ребёнка в возрасте от 10 месяцев до четырёх лет. Все дети были нормально доношены и происходили из семей с похожим социоэкономическим статусом. Все дети были разделены на три группы — на тех, кто находился исключительно на грудном вскармливании хотя бы в течение трёх месяцев, тех, кто получал материнское молоко и молочную смесь, и тех, кого кормили только смесью.
Головной мозг детей из каждой группы во время сна с помощью адаптированной МРТ изучался на предмет микроструктуры белого вещества — ткани, образованной пучками нервных волокон, покрытых миелиновой оболочкой, благодаря которым осуществляется коммуникация различных областей мозга друг с другом. В особенности обращалось внимание на уровень миелинизации нейронов, от чего зависит скорость проведения нервных импульсов. Полученные показатели сравнивались в каждой из групп по возрастам, чтобы отследить динамику роста белого вещества.
Было установлено, что у детей из «грудной» группы наблюдается наиболее быстрый рост уровня миелинизации нейронов по сравнению с детьми из других групп, причём наиболее заметной эта разница становится в возрасте двух лет. Различие между «грудничками» и «искусственниками» по этому показателю достигает 20–30%, а дети из «смешанной» группы оказались посередине. При этом наиболее значительный рост отмечается в регионах мозга, связанных с языком, эмоциональной и когнитивной (познавательной) функцией.
Кроме того, в ходе исследования был выявлен положительный эффект для развития головного мозга, связанный с длительностью грудного вскармливания. Сравнение уровня развития белого вещества у тех, кого кормили грудью меньше года и больше, показало, что у последних этот показатель значительно выше, в особенности в регионах мозга, ассоциированных с моторной функцией.
«Хотя механизмы, лежащие в основе этих различий, пока не ясны, результаты исследования ещё раз указывают на преимущества грудного вскармливания для раннего развития ребёнка», — отмечают авторы работы.
medportal.ru. |