Пятница, 26.04.2024, 18:25Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №02(103)2013

Закон о Родовых поместьях в Государственной Думе России

От редакции. Несмотря на то, что эта информация уже широко разошлась в Интернете и многие с ней ознакомились, в силу важности момента мы решили её опубликовать. Да, для кого­то Закон «О Родовых поместьях» уже не так актуален, но значимость его для страны в целом в этот переломный период, значимость политической воли сделать этот шаг трудно переоценить.

 

25 января 2013 года в Государственной Думе РФ состоялась первая встреча с депутатами по обсуждению проекта Закона «О Родовых поместьях».

На встрече присутствовали:

1) Нилов Ярослав Евгеньевич — Председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций;

2) Свинцов Андрей Николаевич — член Комитета ГД по вопросам собственности;

3) Петров Василий Иванович — юрист, автор проекта ФЗ «О Родовых поместьях» (поселение РП Родное);

4) Педан Людмила Александровна — юрист, поселение РП Родное;

5) Костин Владимир Фёдорович — житель поселения РП Родное (Владимирская область);

6) Депутат Золочевский Виталий Сергеевич (присутствовал около 5 минут).

Встреча началась с заявления Я. Е. Нилова о том, что законопроект «О Родовых поместьях» будет ими внесён в Государственную Думу, и сделать это предполагается достаточно быстро. Представленный нами проект Закона «О Родовых поместьях» они берут за основу в качестве исходного документа, из которого предполагается сделать около 5 законопроектов с их поэтапным внесением в Госдуму. Сам проект Закона они видят (с юридико-технической точки зрения) как 4–5 статей о Родовых поместьях и остальное — поправки в действующее законодательство. Наша задача — подготовить конкретные поправки, которые будет необходимо внести в Земельный кодекс, Лесной кодекс, Градостроительный кодекс, Налоговый кодекс, КоАП и ГПК РФ.

Первую часть поправок и пояснительную записку к законопроекту нужно подготовить в течение месяца — это было бы оптимально. Все наши реальные предложения депутаты готовы рассмотреть и внести в Государственную Думу, а там уже многое будет зависеть и от нас, в частности от того, насколько мы сможем организовать общественную поддержку проекта Закона.

Далее Я. Е. Нилов передал слово своему товарищу по фракции ЛДПР А. Н. Свинцову, которому ранее был передан наш проект Закона на предмет его профессиональной оценки как члену Комитета ГД по вопросам собственности.

А. Н. Свинцов более внимательно ознакомился с нашим проектом Закона и пояснительной запиской к нему и далее весь основной разговор по законопроекту шёл с ним.

 

Концептуальные замечания по проекту Закона, озвученные депутатом А. Н. Свинцовым

1. Право выбора земли для обустройства РП — не из любых категорий земель, а только из трёх: земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда. Родовое поместье прописывается в качестве вида разрешенного использования этих трёх категорий земель; соответствующие поправки вносятся в ЗК РФ, ГРК РФ и ЛК РФ1 (здесь и далее см. Комментарий к поправкам).

2. В законопроекте отсутствует порядок изменения вида разрешённого использования земельных участков — для граждан, желающих переоформить уже имеющиеся у них участки под Родовое поместье. Нам предложили прописать этот порядок и внести в законопроект2.

3. Озвучено предложение ввести в законопроект «ценз оседлости» — правило о безплатном предос­тав­лении земельных участков только тем гражданам, которые проживают на территории данного субъекта РФ 5–10 лет и имеют соответствующую прописку. С нашей стороны было высказано возражение о нежелательности подобного ограничения, указано, что в нынешние поселения РП приезжают люди изо всех уголков нашей страны и даже из других стран. Вопрос остался открытым3.

4. Озвучено, что порядок предоставления земли должен быть определён Правительством РФ4.

5. Подчёркнута невозможность купли-продажи, залога, аренды земельного участка Родового поместья — только передача по наследству5.

6. Предложено исключить из законопроекта все статьи о поселениях РП, прилегающих территориях, местном самоуправлении и экологии по мотиву их непервостепенности, а также в связи с тем, что это серьёзно осложнит принятие Закона в целом6.

7. Отклонены все положения о невозможности конфискации и изъятия Родовых поместий для публичных нужд (мол, Родовое поместье у вас вообще неприкасаемое и этот нонсенс мы даже обсуждать не будем). Взамен этого было предложено внести поправку в статью 446 ГПК РФ, устанавливающую перечень имущества граждан, на который не допускается обращение взыскания по обязательствам7.

8. Предложено прописать в законопроекте положение о том, что кадастровая стоимость земельных участков Родовых поместий будет приравниваться к земельным участкам «для сельскохозяйственного производства» или иным земельным участкам с минимальной кадастровой стоимостью8.

9. Высказано предложение более глубоко проработать понятие «Родовое поместье» посредством дальнейшей работы по его конкретизации и уточнению.

10. Предложено обосновать положение об отсутствии налогообложения произведённой в Родовых поместьях продукции примером из существующего законодательства.  С нашей стороны было указано на Закон «О личном подсобном хозяйстве», который освобождает владельцев ЛПХ от налогообложения выращенной в них продукции, рассматривает деятельность по ведению ЛПХ в качестве непредпринимательской деятельности. Мы предложили применить к Родовым поместьям эти положения по аналогии. С этими доводами депутаты согласились.

Что теперь. Нам нужно готовить поправки в кодексы и дорабатывать проект Закона «О Родовых поместьях». Работу нужно выполнить и быстро, и очень качественно одновременно. Координировать работу по Закону и гото­вить предложения по внесению поправок в действующее законодательство могу я — Василий Петров (vassilijus@mail.ru), а площадка для этой работы будет подготовлена на сайте Автопробега (http://zarodinu-zaputina.ru). Ответственным за разработку пояснительной записки к законопроекту «О Родовых поместьях» «назначили» Владимира Костина (vlakofed@yandex.ru). Аналитичес­кую и консультационную помощь готовы оказать Валерий Мирошников (mir007@rambler.ru) и Владимир Лобачёв (lobachevv@mail.ru). Проработкой отдельных вопросов готова заняться рабочая группа из числа членов Родной партии. Надеемся на участие в этой работе и других желающих.

По выполнении первой части работы мы передадим эти материалы в Госдуму и продолжим совместную разработку Закона.

 

Василий Петров.

ПРП Родное, Владимирская обл.

vassilijus@mail.ru. Тел. 8-­925-­143-­4421 (Москва), 8-­920-­912-­5980 (Владимир).

 

Комментарии к поправкам

1. Значение поправки: 1) Признано право создания РП на землях сельскохозяйственного назначения с возможностью строительства индивидуального жилого дома. Впервые признана возможность граждан создавать Родовые поместья на землях лесного фонда (для жителей Сибири и Дальнего Востока). Жители других регионов РФ получат право создавать РП на землях лесного фонда, не покрытых лесом, но предназначенных для его восстановления (пустыри, редины, прогалины, гари, территории бывших вырубок и др.).

2. Значение поправки: 1) Фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств, собственники земельных долей (при условии их выдела) и другие граждане, владеющие земельными участками в составе земель сельхозназначения, земель населенных пунктов и земель лесного фонда, смогут переоформить свои земельные участки для обустройства Родового поместья. 2) Условия изменения РВИ земельных участков впервые будут прописаны на уровне Федерального закона. Это возможность конкретизировать полномочия глав местных администраций по изменению РВИ, формализовать (упростить) саму процедуру изменения РВИ и прописать особенности изменения РВИ именно в отношении Родовых поместий.

3. Обоснование поправки депутата было в том, чтобы сделать адресатами законопроекта прежде всего коренных жителей соответству­ющих областей. В настоящее время подобные требования устанавливаются в некоторых субъектах РФ (Дагестан, Приморский край, Ставро­польский край), но далеко не во всех и это делается по усмотрению самих субъектов РФ. Введение подобного правила на федера­льном уровне привело бы к необоснованному ограничению права граждан выбирать место жительства в пределах всей РФ (п. 1 ст. 27 Конституции РФ) и резкому сокращению круга тех граждан, которые смогут получить землю благодаря принятию Закона о Родовых поместьях.

4. В настоящее время общая процедура предоставления земель гражданам для целей, не связанных со строительством, прописана в статье 34 ЗК РФ, однако на местах каждое муниципальное образование имеет свои правила и положения о порядке и условиях предоставления земельных участков и зачастую статью 34 ЗК РФ просто не применяет. Установление единого федерального стандарта предоставления земельных участков гражданам выглядит заманчиво. Для федеральной власти это будет удобно, тем более что вопрос РП является абсолютно новым и отдавать его на полное усмотрение областям и районам было бы нежелательно. Однако и применять «не свои» правила для областей и районов может оказаться менее приятно. В любом случае вопрос нуждается в дальнейшей проработке.

5. Невозможность совершения сделок с Родовыми поместьями фактически выводит эти земли из оборота, предохраняет от быстрой скупки коммерческими структурами, создаёт определенную защиту от недобросовестного оформления прав на земельные участки РП исклю­чительно ради их перепродажи с целью получения выгоды. Однако человек, не являющийся полноправным собственником своей земли, а являющийся на ней лишь арендатором (тем более — пожизненным арендатором), очень близок по своему состоянию к российскому крестьянину времен крепостного права (1754 – 1861гг.) или к советскому крестьянину эпохи колхозов (1930 –1990 гг.). Замечено, что право аренды никогда ещё не вызывало у людей желания вкладывать в землю свой труд на века. Состояние арендатора (хотя бы даже и пожиз­нен­ного арендатора) не создаёт достаточной прочности и незыблемости права на землю, уверенности в том, что эта земля останется твоей НАВСЕГДА, независимо от усмотрения властей, заключивших с тобой договора о предоставлении земли. На практике получается, что тот, кто дал, может и отнять, ибо любой длящийся договор может быть расторгнут, а вот право собственности — прекращено только по реше­нию суда при наличии очень веских оснований. В этой связи более перспективными выглядят положения Белгородского и Краснодарского законодательства о Родовых усадьбах, где запрет на сделки с Родовой усадьбой устанавливается лишь на первые 10 лет, далее же человек становится собственником земли. В основе этих законов лежит другой принцип: СНАЧАЛА — ТРУД НА ЗЕМЛЕ, ПОТОМ — ПРАВО РАСПОРЯЖЕНИЯ ЕЮ. Этим принципом государство как бы говорит: «Ты сможешь стать собственником своей земли, только сначала покажи своими делами, что ты действительно пришёл сюда навсегда». В случае же полной невозможности приобретения права собствен­ности на землю желание трудиться на ней на века подрубается в корне. Таким образом, абсолютное большинство граждан РФ с традицион­ным мировоззрением от этого Закона просто отсекается. Предлагаю задуматься над этим вопросом, чтобы решить его наиболее правильно.

6. Эта поправка связана с принципиальным решением о проведении законопроекта через Государственную Думу частями. аша тактика в связи с этим следующая. Первый этап — закон о Родовых поместьях. Следующий закон — о поселениях РП. Следующий пакет законов — о финансировании РП. То есть первым пакетом документов решаются вопросы выделения земли и защиты существующих поселений от административного произвола. В законодательство вводится понятие Родового поместья и под него подготавливается нормативная база. На втором этапе в законодательство вводится понятие поселения РП и определяется его правовой статус. Решаются вопросы формирования поселения, создания его инфраструктуры, проведения дорог и коммуникаций, присоединения прилегающих земель, установления зелёной зоны, осуществления местного самоуправления, общественного экологического контроля и т. п. На третьем этапе принимается пакет поправок, по которым гражданам, создающим РП, предоставляется материальная поддержка от государства. Например, это может быть субсидирование под конкретные проекты (строительство жилого дома, устройство водоёма, расчистка родников), социальные дотации (на рождение детей, на семейное образование) или финансирование в случае осуществления поселенцами конкретных государственных функций (высадка лесополос, выпуск экологически чистой продукции, создание школ, медпунктов, магазинов и др.).

7. Это означает, что к Родовым поместьям автоматически будут применяться положения 1) об изъятии земельных участков для государст­венных или муниципальных нужд (ст. 49, 55, 63 ЗК РФ), а также 2) об изъятии земельных участков в случае их неиспользования по назначе­нию или использования не по целевому назначению (ст. 285–286 ГК РФ). Изъятие земельных участков — это неотъемлемое право государст­ва, и наши пожелания по его ограничению лучше оставить на более далёкое будущее. Наиболее разумный на сегодня вариант — это сформу­ли­ровать рекомендации по обустройству Родовых поместий и определить признаки пустующих участков, действи­тельно не исполь­зу­е­мых по целевому назначению, чтобы избежать ситуаций, когда инспектора штрафуют помещиков за то, что у них на участке «не вспахано» и «не скошено».

8. Несмотря на безвозмездность предоставления самих участков, минимизация их кадастровой стоимости чрезвычайно важна, т.к. кадастровая стоимость земельного участка оказывает прямое влияние на размер земельного налога, размер арендной платы, размер выкупной цены застроенных и арендованных участков при их приобретении в частную собственность, исчисление размера госпошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство, подачу исков об истребовании земельного участка и др.

 

 

Категория: №02(103)2013 | Добавил: winch (23.10.2015)
Просмотров: 944 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024