«…Учитель, что сеятель. Ибо сами по себе семена без почвы, равно как и почва без семян, его мало вдохновляют… Миссия учителя — соединить: посеять, вырастить и получить урожай на данной ему Богом пашне».
Н. В. Маслова, основатель ноосферного образования.
Процесс становления необходимой всем живущим в селениях СВОЕЙ Родовой Школы продолжается. Идёт он одновременно и сверху — лицензирование, и снизу — обкатка на практике передовых методик образования.
Мы уже рассказывали читателям о том, как, где и когда было принято решение о создании Родовой Школы («Ноошкола: путь в будущее», «РЗ» № 11, 2012 г.), и что это совместный с НАНО — Ноосферной Академией наук и образования — проект. Оргкомитетом образовательного проекта осенью 2012 года на Восхождении было принято решение: в течение года (пока идёт лицензирование) на местах, в селениях формируются «ячейки» из активных родителей (соответственно и детей — потенциальных учеников будущей школы) и преподавателей, которые, возможно, будут предъявляться в РШ. Особая ставка делалась на выпускников первого ноосферного семинара, который состоялся благодаря финансовой поддержке ОАО «Родовые поместья» (не зря в их удостоверениях помимо прочего было написано: «…доверяется реализовывать образовательный проект Родовая Школа на местах»). Аудиозаписи заседаний оргкомитета выложены на страничке http://vk.com/rodovaya_wkola; там же полная видеозапись всех занятий первого семинара, в том числе и показательных уроков.
Уже в дни осенних каникул прошли первые мини-семинары преподавателя из г. Минусинска Натальи Поповой («Прикосновение к Свету», «РЗ» № 1, 2013 г.) для жителей Родовых поместий под Новокузнецком и в Таштыпском районе Хакасии, и об этом газета тоже писала («Для детей и родителей», «РЗ» № 12, 2012 г.).
Что показали эти первые осенние семинары? Всем — и детям, и родителям — уроки и сама форма подачи материала, безусловно, понравились. Однако слова «создать школу» сразу вызвали озадаченность взрослых: нужна, мол, материальная база, первым делом необходимо строить здание и т. д.
Возможно, такая реакция от того, что мало у кого пока есть опыт семейного, домашнего образования детей и понимание, что школа не только там, где стоят парты и есть доска с мелом, а там, где произошла встреча ученика с учителем. А это, согласитесь, зависит не столько от внешней обстановки, больше — от настроя обеих, так сказать, сторон. А для этого людям нужно самим получить ощущения иных взаимоотношений.
«Западок» ещё и в том, что многим пока легче предпринимать материальные шаги (даже героические!), чем создавать образ, вписывать его в пространство, допустить мысль (и напитать её!), что эта школа нужна не только лично нам и нашим детям, не только «сегодня» Родовых поместий, но даже в большей степени их «завтра». И благоприятствование, содействие, уверена, будет, откуда пока и не предполагаешь, важно быть готовым их принять.
Да, для семей, где ребятишки дошкольного возраста, школа не так важна, чем для для тех, у кого дети — старшеклассники, которые вправе спросить своих родителей: вы так много говорите о новой счастливой жизни и стараетесь её реализовать, а когда очередь дойдёт до нас?..
На первых сибирских семинарах родители и дети ещё приглядывались к Н. В. Поповой как к новому человеку. Однако уроки получились, сотрудничество наладилось сразу (хотя в обычной школе Наталье Владимировне понадобилось полтора месяца, чтобы настроить детей на ноосферный урок). Ответы на вопросы, что же такое ноосферное образование, как это возможно — за один урок изучить материал нескольких занятий, родителями тоже были получены. В итоге «хакасы» приняли решение дальше проводить семинары.
И во время новогодних каникул у нас продолжилось постижение «ноосферной науки знаний». На этот раз акцент был сделан на технику отслеживания негативных ситуаций, которые, как известно, оставляют сильный след на психике человека в виде комплексов, зажимов, а впоследствии могут стать причиной болезни. Это для взрослых. Параллельно для детей проходили ноосферные уроки, сначала их вела сама Наталья Владимировна, а потом и родители попробовали себя в роли учителя.
Кстати, предложение провести уроки на близкие им темы родителей сначала весьма смутило (причём на подготовку у них были только вечер и ночь), и даже учитель физики местной сельской школы Мария Васильевна Куюкова с её многолетним стажем засомневалась, получится ли?..
И вот в Рождество в 9 часов утра (в каникулы!) в деревенском доме собрались участники семинара. Первый урок — физика, тема: «Агрегатные состояния вещества». Перед Марией Васильевной всего три ученика (7 и 8 классы). Видеопрезентация, релаксация, закрепление материала... Беседа шла так активно, что подключились взрослые. Никто не заметил, как пролетело время урока.
Интересно мнение самой Марии Васильевны:
— Конечно, сейчас было немного детей, да ещё такие активные, ответственные! С такими легко заниматься... Как такой урок провести в обычном нашем классе, со второгодниками, которые и сами не занимаются, и другим не дают, — это вопрос!..
Второй урок — геометрия для учеников начальной школы. Тема: «Точка, луч, отрезок». Его взялась провести многодетная мама Юлия Моргачёва, работавшая... учителем русского языка. Когда дело дошло до выполнения практических заданий, в комнате вкусно запахло смородиновыми веточками — это учительница предложила ребятишкам показать луч и отрезок, используя природный материал...
Скованность учителя, как правило, легко улетучивается, потому что действо любого ноосферного урока быстро вовлекает всех участвующих в нём. Потому что есть главное — творчество, со-творчество, со взаимной отдачей, а не игра в одни ворота, как в обычной школе.
— Действительно, можно было ребятишкам дать и больше учебного материала, зря я ориентировалась на объём обычного школьного урока! — поделилась потом Юлия.
Третий урок — по окружающему миру — провела Жанна Сикорская, по образованию культуролог, мама, обучающая своих детей на дому. Ребятишкам было предложено составить личный справочник диких таёжных ягод с описанием их полезных свойств. Приятно и полезно в зимний день вспомнить, поглядев на яркие фото, вкус кислицы, малины, брусники и других ягод!
Все, и сами преподаватели, и ученики, и семинаристы, наблюдавшие за ходом уроков, остались довольны и полны впечатлений. Оказалось, что не так страшен ..., как его малюют... Это во-первых. Во-вторых, если убрать этот самый страх, то практически каждый родитель может провести ноосферный урок на любимую тему в силу своих увлечений той или иной наукой. Ноосферка всеобъемлюща!
…Начало будущему филиалу Родовой Школы в Хакасии, можно сказать, положено. На весенних каникулах встречи с Н. В. Поповой и её коллегами (несколько учителей в Минусинске также преподают по ноосферной методике) продолжатся. А летом планируется провести расширенную школу для сибиряков — жителей селений Родовых поместий — с погружением в некоторые школьные предметы под руководством ведущих специалистов НАНО.
* * *
Отрадно, что ноосферщики учитывают наши пожелания и ввели новый (краткий) семинар по обучению методике проведения биоадекватных уроков, что сейчас очень востребовано. Сибиряки могут обучиться на ближайшем таком семинаре — с 1 по 3 марта в Минусинске. Заявки по телефону 8-913-507-5908, Наталья Владимировна.
Лилия КУДРИНА. Хакасия, селение Родники. |