На Кабардинском хребте, в предгорьях Эльбруса Кисловодская археологическая экспедиция под руководством старшего научного сотрудника Института археологии РАН кандидата исторических наук Дмитрия Коробова обнаружила около двухсот древних поселений, построенных по единому архитектурному замыслу. Впору говорить об открытии некогда существовавшей неизвестной цивилизации. Да только незадача — учёные пребывают в растерянности, поскольку не могут понять, с материальными образцами какой культуры они столкнулись.
По единому плану
Открытие сделали случайно: группа учёных объезжала на машине окрестности Кисловодской котловины, уникального предгорного района на Северном Кавказе, зажатого между горой Малый Джинал и Боргустанским хребтом и окружённого реками Эшкакона, Аликоновка, Берёзовая и Ольховка. Специалисты привязывали аэрофотосъёмку к GPS-координатам, составляя археолого-географическую информационную систему. Регион для её разработки выбрали неспроста: здесь на площади 350 кв. км насчитывается порядка 800 памятников разных исторических периодов. В один из дней на высоте 1500 м, где 8 месяцев в году всё засыпано снегом, гуляют холодные ветры, а растительность скудна и однообразна, Дмитрий Коробов и научный сотрудник Евразийского отдела Германского археологического института доктор археологии Сабина Райнхольд обратили внимание на необычные каменные развалы. На земле чётко проступали очертания фундаментов домов. «Поначалу мы подумали, что в этой находке нет ничего особенного, — рассказывал Дмитрий Коробов. — Очередное поселение кобанской культуры, которая на рубеже II и I тысячелетий до нашей эры была распространена на Кавказе от верховьев Кубани до Дагестана».
Однако через два дня, когда археолог решил рассмотреть находку на аэрофотосъёмке, сделанной ещё в советские времена, он увидел необычно чёткую структуру поселения, состоящего из центральной площади и окаймляющего её двойного ряда домов. «Такую структуру, симметричную, аккуратную, сделанную по единому плану, в этом регионе ещё никто не встречал», — говорит учёный. Но каково было его удивление, когда на других снимках он разглядел ещё 12 точно таких же поселений, располагавшихся на удалении в 3–4 километра друг от друга. Но и это было только начало. Когда Сабина Райнхольд вместе с директором ГУП «Наследие» Министерства культуры Ставропольского края кандидатом исторических наук Андреем Белинским исследовали аэрофотосъёмку других районов, то нашли в общей сложности около 160 точь-в-точь таких же поселений. Все они имели продолговатую форму и одинаковые размеры — около 70 м в длину и 50 в ширину. Это примерно половина футбольного поля. Каждое поселение состояло из 20–30 двухкомнатных домов, построенных вплотную друг к другу словно по единому плану. «Такое впечатление, что люди пришли, расчистили материковую скалу и сразу возвели все дома», — продолжает Дмитрий Коробов.
Жизнь на краю
Нужно отметить такой факт: из каждого посёлка открывался прямой вид на Эльбрус. И вряд ли это случайность. Похоже, что люди, пришедшие сюда, выбирали место именно с таким расчётом, чтобы была видна гора. Эльбрус — великан Кавказских гор. Его долгое время считали величайшим в мире. Он издавна приковывал внимание и взоры кавказских горцев. Татары называли его «единственной из тысячи гор», черкесы — «горой блаженных», кабардинцы — «троном Властителя вселенной и царя духов». Уже одни эти названия говорят о том великом уважении, которое питали местные жители к этой горе. Вероятно, особый культ почитания Эльбруса был и у тех, кто строился вокруг горы.
По своей структуре поселения отчасти напоминают форты или крепости. Люди попадали на центральную площадь через один-единственный вход, который почему-то всегда был направлен строго на север. Но версию о защитных укреплениях отмели почти сразу, так как двери домов выходили за стены поселений. Археологи предположили, что поселения могли представлять собой временные строения для пастухов. Однако дома были слишком хороши, чтобы выполнять функцию пастушьих пристанищ. Стены полукруглые, как апсиды церкви. Фасады облицовывались белым камнем явно не для того, чтобы на них любовались овцы. А ещё дома имели двухпанцирную кладку с массивными воротными проёмами. В грубых стенах явно проглядывает представление о красоте, несвойственное другим памятникам кобанской культуры. В целом, поселение, если смотреть сверху, выглядело, как ромашка с лепестками. У учёных нет ответа на вопрос, где брался материал для строительства. По прикидкам археологов, камня, который сейчас лежит на месте былых поселений, хватило бы только на цоколь высотой около метра.
По примерным расчётам учёных, во всех 160 посёлках одновременно могли жить около 25 тысяч человек. О длительном и постоянном проживании там людей говорит огромное количество находок. Из раскопа одного двухкомнатного дома площадью около 300 кв. м археологи извлекли порядка 30 тысяч фрагментов изящно орнаментированной керамики. При помощи радиоуглеродной датировки учёные выяснили, что поселения относятся к IX–XIII векам до нашей эры. В те времена климат на Кабардинском хребте был намного мягче нынешнего — в году насчитывалось около 300 солнечных дней, а средняя температура января была около нуля. Это позволяло жить на такой высоте. Причём 1400 м — лишь нижняя граница поселений, а верхние доходили до отметки 2400 м. Это уже средние горы, где сейчас нет природной защиты от погодных условий.
В свою очередь, в самой Кисловодской котловине, где в основном и находили памятники кобанской культуры, как показало микроклиматическое моделирование, стояла в те далекие века жуткая жара. Может, потому люди и поднялись в горы? Археологи считают, что местный люд занимался в основном скотоводством и земледелием. В окрестностях поселений нашли кости крупных домашних животных, фрагменты бронзовых серпов, каменные зернотёрки и зерно. Кстати, пахотное земледелие никогда не было присуще кобанцам. Это ещё один довод в пользу того, что горные плато населял какой-то неизвестный народ. Интересно, что структура поселений и их схожесть могут указывать на то, что социальное устройство у этого народа напоминало коммуну. Кроме того, среди всех поселений невозможно выделить хотя бы одно, которое можно было бы считать центром или столицей.
Загадочный народ исчез таинственно. После IX века до нашей эры люди, жившие в предгорьях Эльбруса, покинули свои дома и ушли. Археологи предполагают, что они спустились вниз, в Кисловодскую котловину, из-за похолодания. Однако у хорошо изученных кобанцев, заселявших этот район, не встречается и половины признаков культуры народа с Кабардинского хребта. Более того, на горных плато среди 160 поселений, раскинувшихся на 90 км с запада на восток и на 30 км с севера на юг, исследователи не смогли найти останков ни единого человека.
Учёные надеются, что в будущем разгадают хотя бы часть загадок древних жителей хребта. Однако до сих пор список вопросов только полнится, а ответов больше не становится. Есть, например, предположение, что до этих мест могли дойти жители Аркаима — большого поселения, процветавшего за Уралом в III–II тысячелетиях до нашей эры, также бесследно исчезнувшие. У них тоже была развита архитектура, и город строился по единому замыслу, что является крайней редкостью для цивилизаций тех времён. Может быть, это была совершенно новая цивилизация, которая зародилась именно в предгорьях Эльбруса, а потом отправилась в другой регион строить свои города и коммуны. Вполне возможно, что археологи когда-нибудь найдут её следы так же случайно, как и поселения на Кабардинском хребте.
Мнения
Александр Белов, палеоантрополог:
— Скорее всего, в предгорьях Эльбруса осела некая кочевая европеоидная общность с высокой культурой. Возможно, она пришла из Аркаима. Нужно также учитывать, что во II тысячелетии до нашей эры в Великой степи была сильная засуха. Начался мор, и пастушеско-земледельческие племена были вынуждены мигрировать. Возможно, к тому времени под нынешним Кисловодском они нашли идеальные для себя условия, переждали засуху, а потом снялись и куда-то ушли. Куда — сложно сказать. Вообще по всему миру есть порядка 12 подобных высокогорных поселений. Может быть, одно из них и организовали люди, ушедшие от Эльбруса из-за наступившего похолодания.
Геннадий Зданович, доктор исторических наук, заместитель директора по науке историко-культурного заповедника «Аркаим»:
— Укреплённое поселение — один из главных признаков аркаимской культуры. Это поселения круглой, овальной, квадратной формы. Для них характерна монументальная архитектура. Толщина оборонительных стен — 5–6 м. Построены они из сырца и дерева, иногда обложены камнем. Обязательно присутствуют рвы, которые служили для увеличения высоты стены до 7 м. Площадь домов — 160–180 кв. м. В Аркаиме, где проживало порядка 2000–2500 человек, было около 70 домов. В каждом из них много маленьких комнаток, рассчитанных на 6–7 человек. Такой дом можно сравнить с большим железнодорожным вагоном, только комнаты размещались по обе стороны. Ну и теперь подумайте, похоже ли то, что нашли археологи в Приэльбрусье, на Аркаим. Отчасти по некоторым признакам — да, но всё-таки, мне кажется, у нас были более развитые поселения. |