Школа на селе — вопрос номер два, если считать, что рабочие места занимают первое место. Возможно, значение наличия школы ещё большее, так как дети — наше будущее, и молодые родители готовы делать жизнь своих детей лучше, развивать место их проживания, находить ресурсы для собственного развития.
В Ковчеге школа сложилась не сразу и представляла изначально проект нескольких семей, которые договорились вместе обучать своих детей. Прошло более 10 лет, и сегодня школа Ковчега — наиболее масштабный проект, объединяющий жителей поселения. При недавнем подсчёте оказалось, что есть всего лишь несколько семей, которые по разным причинам совсем не соприкасались с этим проектом. Основное же большинство, порядка 60 семей, так или иначе участвовали или участвуют в жизни школы. Конечно, это те родители, у кого есть дети школьного возраста, ещё приходят в класс в качестве педагогов те, у которых дети не учатся в нашей школе; это те, кто в летнее время организует для ребят регулярные тренировки по волейболу, походы, участвует в лагерях; кто может отдать своих внуков в лагерь, ибо лагерь у нас есть потому, что есть школа…
Основной принцип — в школу приходит семья.
Нельзя просто отдать ребёнка, надо понять, чем ты можешь быть полезен. Не можешь преподавать, — готовь обеды, сиди с малышами, пока родитель ведёт урок, вози детей на мероприятия на машине… Всегда найдётся дело! Благодаря этому принципу школа безплатна для всех и учителей тоже. Это часто вызывает недоумение: «Педагогический труд требует оплаты!» Это так.
Но почему-то мы часто недооцениваем, сколько много может иметь каждый участник проекта, построенного по принципу некоммерческой кооперации. Я вношу свой вклад, занимаясь с детьми тем, что могу, но зато с моим ребёнком кто-то занимается ремеслом, кто-то везёт его в музей, кто-то готовит к экзамену, кто-то учит играть в настольный теннис. И много-много чего ещё. Если бы школа была поставлена на коммерческую основу, половина бы из наших проектов просто не состоялась!
В результате у каждого ребёнка есть возможность попробовать силы в музыке, танцах, спорте, театре, ремесле, ну и, конечно, тех предметах, которые принято называть общеобразовательными. И качество образования от этого не уменьшается, ведь каждый родитель-педагог старается дать свой предмет максимально полно, интересно, эффективно.
Чтобы родители знакомились с нашей методикой преподавания, мы периодически организуем семинары, на которые приглашаем опытных учителей. Часто это совсем не обычные методы альтернативной педагогики. И каждый осваивает, применяет то, что ближе, делая свой вклад в общее дело.
В итоге у нас есть:
• единый коллектив детей и взрослых, связанных не на словах, а на деле прочными связями между поколениями;
• родители, которым не надо возить детей куда-то, следовательно, их интерес тоже связан с Ковчегом;
• площадка, где волей-неволей, но встречается большинство жителей для выстраивания общего дела;
• детская, юношеская дружба, которая, сами знаете, многого стоит;
• возможность доносить до детей человеческие ценности;
• возможность получать льготы как школа, хотя официально мы просто коллектив родителей.
Мы уже гордимся успехами наших детей в самых разных областях. Почти все наши дети занимаются музыкой. Среди них — лауреаты районных, областных, Всероссийских конкурсов. Среди наших выпускников есть ученик театрального колледжа Олега Табакова, который выдержал конкурс в 200 человек на место; дважды чемпион России по дзюдо; студент университета в Сколково; студент медицинского факультета; студенты-фотографы, дизайнеры, также автослесари. Кто-то после школы остался в поселении, занимается сыроделием, например.
В период недолгих каникул или когда появляется возможность, старшие преподают младшим.
Но не всё так безоблачно. У нас много вопросов и сложностей. Они были, есть и будут. Это жизнь. Но самое главное при этом — идти навстречу друг другу даже тогда, когда кажется, что нет ничего, что бы объединяло. Тогда выход, скорее всего, будет найден, и не один…
Мы иногда общаемся с жителями деревень, в которых закрывают школы. Видим их отчаяние и покорность: «Будем возить!» И родители возят детей в школу сначала в соседнее село, затем в город. В результате смысл нахождения в родном селе совсем утрачивается. Не сдавайтесь! У вас же есть помещения, специалисты, малая родина, коллектив. Всё можно решить сообща! Сейчас есть возможность аттестовывать детей дистанционно, использовать материалы интернета. Можно самим дистанционно обучиться и стать хорошим преподавателем. Зато у вас будут общая жизнь и интересы с вашими детьми, соседями, с вашим местом на земле!
Школа играет важнейшую роль в становлении человека, порой даже определяет путь. Взять ответственность за образование своих детей — задача непростая, но прекрасная.
Мы с удовольствием готовы делиться нашим опытом и будем рады, если кого-то он вдохновит, кому-то даст методические инструменты.
Мы проводим специальные семинары для родителей и учителей. На семинарах рассказываем об истории становления нашей школы, наших сложностях и достижениях, знакомим с теми методиками, которые, на наш взгляд, наиболее интересные и эффективные. Это методы работы в парах и малых группах, принципы построения погружений, ноосферное образование, методики Жохова и Соболевой.
Ближайший семинар назначен на 10 февраля 2018 г. Это связано с достаточно плотным графиком нашей жизни.
Для участия в практическом образовательном семинаре необходимо оставить заявку тут: https://vk.com/topic-77203266_35776153#
Мы свяжемся с вами.
Для организованных групп от 10 человек семинар может быть проведён в другие даты.
У нас действует скидка для поселенцев!
Узнать о нас больше: https://vk.com/deti_i_shkola_kovchega
Нина Варшавская.
Экопоселение Ковчег, Калужская область.
https://vk.com/dobrayazemlya?w=wall-21149389_2152
https://vk.com/deti_i_shkola_kovchega?w=wall-77203266_1013 |