За окном сыро и пасмурно. Дома тепло, в печи потрескивают дрова, кошка Лапка пригрелась на моих коленях. Дочка рассматривает учебник по технологии, безпрестанно показывает мне поделки, заинтересовавшие её картинки. Мы во втором классе, учимся дома, — мы на семейном образовании. У меня же всплывают картины того, как я сама начинала учиться.
Родители меня отдали в школу в 5 лет 10 месяцев в нулевой класс, помните, были такие! Утром — уроки, в обед мы спали, в продлёнке гуляли, играли, делали домашние задания. Я любила решать задачки по математике, но была проблема с чтением — оно мне почему-то давалось с большим трудом. Поэтому меня приводили раньше на 15 минут, и я, стоя у доски, читала учительнице — тренировалась.
Но, несмотря на первые сложности, я люблю читать, успешно окончила 11 классов, техникум с отличием, институт — очно. Потому хотела и дочку раньше в школу отдать.
Варя в 6 лет 8 месяцев вполне была готова: самостоятельная, общительная, считала, читала, писала… Но, прочитав «Анастасию» Владимира Мегре, я отложила поход в школу на год.
За этот год многое поменялось в нашей жизни: пришло решение обучать дочь дома, мы переехали на землю — в посёлок.
Я сходила в райотдел образования района, там дали добро. В Вурнарском районе Чувашии мы первые и пока единственные на семейном образовании. Есть опыт в соседнем районе, но там мама учитель (м-учитель) младших классов.
У меня, кстати, есть педагогическое образование — учитель технологии, когда-то вела кружки по рукоделию.
К сентябрю мы выбрали школу. Решился и финансовый вопрос: мне оплачивают домашние уроки, пусть не много (не более 70% от суммы, что государство перечисляет в год на ребёнка школе), но и это маленькая победа. В Зеленодольске (Татарстан) нет и того.
Взяв в руки учебник по математике, я поняла, что из него дочка всё знает. Всё же решили с ней контрольную работу на последней странице, чтобы убедиться.
Математику за 1-й класс дочь знала, читала бегло, к тому же не по годам развита, да и мои друзья прочили её аж в 3-й класс. Единственное — она не могла справиться с письмом, хотя печатными буквами писала лет с 4-х. Была возможность пойти на комиссию для перехода во 2-й класс, но и завуч, и учительница сомневались, предложили налечь на другие предметы. Я согласилась, торопиться-то некуда. Ведь любое образование работает на систему. Поторапливание же его ускоряет и процессы разрушения детьми природы.
Выучившись, юноши и девушки получают какую-либо профессию. Профессии же разрушают либо служат разрушению природы: государство изымает из недр Земли газ, нефть, полезные ископаемые. Любая профессия прямо или косвенно способствует разрушению. Возрождение Земли возможно лишь при умножении природных богатств. Необходимо поставить человека и окружающую среду в центре развития. Какая же тогда у человека должность, специальность?
Наш чувашский писатель Николай Максеев говорит, что Человек — это должность; папа и мама, бабушка и дедушка — это специальности. Мужчина, женщина, парень, девушка, независимо от возраста, сохраняют их. Человек отличается от животных более богатым спектром энергий. Тонко и красиво появляются чувства и эмоции по мере осмысления, роста работы над собой. Род — сила, он может творить иную флору и фауну, но это уже другая ступень развития.
И я имею возможность вырастить человека с таким взглядом. Специальность девочки — быть мамой, а как приложение — знание школьных предметов.
Но вернёмся к нашему образованию. Математикой мы практически и не занимались: немного решали задачки. Налегали на письмо — писали, списывали, переписывали. Много читали.
Никакой определённой системой я не пользуюсь, просто старалась, чтобы дочь ежедневно писала и читала. С Варей я почти не сижу: даю задания, она их выполняет или сама находит и переписывает, читает. Чаще делаем уроки вечером, я топлю печь, готовлю кушать и отвечаю на вопросы, объясняю, диктую — всё по «ходу движения». Бывает, несколько дней не занимаемся, в зависимости от домашней работы или настроя, желания. Более основательно готовимся перед поездкой в школу. Сдавать ездим в каникулы, получаем задания и консультации. Если быть честной, то можно достичь больших результатов, если больше времени уделять школьным предметам.
Варя с удовольствием читает. Я сама люблю книги, много покупаю к уже имеющимся. Дочка прочла «Волшебник Изумрудного города» Волкова за месяц. «Урфин Джус» долго читала, но я поняла, что он ей не так интересен. Кроме того, сказки перечитает любимые, «Анастасию» или что-то новое найдёт, ходит в библиотеку.
Дочка любит мастерить, делать поделки, вяжет крючком, пытается вышивать, пробует шить на электрической швейной машинке. На днях кукле платье сшила. Нашла в книге объяснение и картинки, сняла с куклы мерки, отложила их на ткань. Я только объясняла, что двойную ширину нужно взять, чтобы складочки получились, что припуски нужно взять, чтобы платье нужной длины вышло, да как шить показала. В общем, красивое платье получилось, с кружевами.
Опять же замечаю: то, что я люблю и делаю, что я умею, умеет и делает дочка. Я математику понимаю — ей легко даётся, я рукодельничаю — она мастерит. Ну не зацикливаюсь я на гласных, согласных, твёрдых, мягких — и дочке тяжеловато, хотя учительница несколько раз объясняла и я читала в учебнике и объясняла, и всё же. Так что и чувашский, и английский приходится вместе с дочкой учить. У меня не отработанные программы — дочка тут же зеркалит. Я несколько раз замечала: как только начну что-либо в «Родовую Землю» писать, то обязательно с дочкой ссора или хуже того. Вот и эта статья мне не сразу далась — вышла моя грязь, отражённая в дочке. Пришлось переосмысливать...
Необходимо детей увлекать работой, брать всегда с собой. Они не только приучаются к труду, но могут к тому же реально помочь: прибрать, пол помыть, тесто для пирога сделать, постирать мелкие вещи. Мы с Варей отлично пилим двух-ручкой, или я пилю — она дрова складывает. Я люблю дрова колоть, ведь и она туда же!
В посёлке подметили: у детей, которых родители заставляли работать, не отпускали вволю гулять, в последующем благополучно сложилась и личная, и профессиональная жизнь. Хотя в то время они, может, злились на родителей, обижались. Но сейчас только благодарят родителей за строгое воспитание. Те же, кто в клуб ходил, вечера в компании у костров коротал, — не устроены в личной жизни, нет стабильной работы, по стройкам мыкаются, многие пьют.
Да ведь и в нашем селе такие примеры есть: родители учителя — интеллигенты, как говорится, а у детей судьбы изломаны. Теперь, думаю, всё оттого, что без родительского внимания, присмотра, без родительской любви и опеки отправлялись каждое лето к бабушке и деду. Сначала бабушка баловала, мол, пусть подольше поспят, потом — пусть погуляют: «В деревне ничего не случится», а потом уже поздно было— справиться не могли.
Как же теперь этим людям исправить положение? Как поправить свою судьбу? Кто поможет? И услышат ли они? А услышав, смогут ли измениться?
Так не лучше ли загодя создать для своих детей пространство Любви, окружить их не ложной заботой, а вниманием?
Евгения Семайкина. Чувашия.
jenyasemaikina@mail.ru |