Одним из принципов Закона «О Родовых поместьях» является отсутствие налогообложения на всю произведённую в Родовых поместьях продукцию. Многие сторонники идеи РП считают, что и сама земля тоже не должна облагаться налогами. Право на Родовое поместье носит неимущественный характер, можно сказать, что это — право на свою Родину. Освободить нашу Родину изпод власти денег, подарить Родину каждой российской семье — одна из важнейших задач Закона «О Родовых поместьях».
В настоящее время все граждане РФ должны уплачивать за использование земельных участков земельный налог. Такая обязанность установлена главой 31 Налогового кодекса РФ для всех собственников, землевладельцев и землепользователей, которые владеют земельными участками на территории соответствующего муниципального образования. Обязанность уплаты налога за землю предусматривается для всех граждан, независимо от того, кто ею владеет, что на ней выращивается, деградирует эта земля или накапливает плодородие, улучшается или ухудшается. Налог берётся за землю не как за природный объект или ресурс, а как за недвижимое имущество, одно владение которым уже налагает обязанность его владельца пополнять государственный бюджет. Чем дороже стоимость земли (стоимость — это характеристика имущества), тем более высоким является налог. Насколько уплата такого налога соответствует идее Родового поместья, если право на создание Родового поместья носит неимущественный характер?
Идея Родового поместья наиболее ёмко выражена Владимиром Мегре в 5-й книге — «Кто же мы?», где сибирячка Анастасия рассказывала о будущей России, в которой началось создание поселений, состоящих из Родовых поместий. Всё началось с того, что в начале нового тысячелетия по инициативе Президента России был утверждён Указ о безвозмездном выделении каждой желающей российской семье одного гектара земли для обустройства на нем Родового поместья. В этом Указе говорилось о том, что земля выделяется в пожизненное пользование с правом передачи по наследству. Произведённая в Родовом поместье продукция не облагалась никакими налогами. Законодатели поддержали инициативу Президента, и в Конституцию страны была внесена соответствующая поправка.
Когда в нашем государстве будут приняты такие законы, оно станет процветающим и богатым, потому что его граждане получат землю и возможность создать на ней богатство своей семьи своими собственными руками. Всё, что будет выращено семьёй на собственной земле, будет её полным достоянием, и только семья будет решать, что с этой продукцией делать. В случае реализации данной продукции или её излишков полученный семьёй доход не будет облагаться ни налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), ни какими-либо другими налогами. Обеспеченность продовольствием за счёт этих семей избавит государство от каких бы то ни было затрат на сельхозпроизводство. Убыточное сельское хозяйство промышленного типа будет со временем заменено семейным — усадебным и хуторским хозяйством, эффективность которого превышает эффективность нынешнего агропромышленного комплекса в десятки раз. Но для массового создания таких высокоэффективных хозяйств тоже требуется государственная поддержка, хотя бы в виде освобождения от уплаты земельного налога.
В настоящее время земельный налог на землях сельскохозяйственного назначения в пересчёте на 1 гектар составляет от 20 до 1000 рублей в год. Этот налог резко повышается, если владелец земельного участка, желая построить на нём дом, переводит свой гектар в категорию земель населённых пунктов. Вследствие этих действий, совершаемых из-за несовершенства нынешнего законодательства, теряется сельскохозяйственное назначение земли, которая становится прежде всего «землёй для застройки», хотя гражданин может и не стремиться к этой цели. А земля под застройку имеет самую высокую кадастровую стоимость, а значит, за неё будет необходимо уплачивать уже совершенно другой земельный налог. Размер этого налога был бы справедлив, если бы весь этот гектар был застроен жилыми домами, приносящими своему владельцу регулярный доход. Но для земельного участка Родового поместья необходим всего один жилой дом и несколько вспомогательных построек, совокупная площадь которых не превышает 5–10% от площади всего земельного участка. То есть 90–95% площади участка продолжает использоваться по сельскохозяйственному назначению, как при ведении хуторского и усадебного хозяйства. Соответственной этому использованию земли должна быть и государственная поддержка. Необходимо законодательно установить, что ведение сельского хозяйства хуторского или усадебного типа предполагает право гражданина на возведение жилого дома при условии выращивания сельскохозяйственной продукции и зелёных насаждений на остальной площади земельного участка. В том и состоит смысл хуторского хозяйства, когда семья проживает на своей земле, где хлеб и деревья растут.
Создание гражданами России своих Родовых поместий есть не что иное, как возрождение в стране хуторского и усадебного хозяйства на новом витке общественного развития. Мы — граждане этого государства, и мы имеем право выбирать для своего места жительства земельные участки в пределах всей Российской Федерации (1709 млн. га), а не только в пределах земель населённых пунктов (19 млн. га). Граждане России имеют право жить и строиться на землях сельскохозяйственного назначения и вообще на землях любого назначения, потому что ВСЯ ЭТА ЗЕМЛЯ — НАША.
В настоящее время сторонниками идеи Родовых поместий создаётся более 300 селений РП и возведено более 10 000 жилых домов именно на землях сельскохозяйственного назначения. Эти потребности граждан РФ не предусмотрены действующим земельным законодательством и идут вразрез со сложившейся практикой его толкования и применения. Изменить эту ситуацию и предоставить гражданам РФ право строить жилые дома на землях сельскохозяйственного назначения и должен Закон «О Родовых поместьях».
Согласно разработанному нами проекту Закона «О Родовых поместьях», государство обязано предоставить для обустройства Родового поместья любой выбранный гражданином земельный участок независимо от его принадлежности к определённой категории или виду разрешённого использования, за исключением земель, не подлежащих предоставлению гражданам (ст. 27 ЗК РФ). В первую очередь речь идёт о предоставлении земельных участков для обустройства Родовых поместий из состава земель сельскохозяйственного назначения. В определённых случаях будет допускаться предоставление земельных участков из состава земель лесного фонда, не покрытых лесом (пустыри, редины, прогалины, гари, территории бывших вырубок и т. п.), а также из состава земель запаса, где также имеется большое количество свободных и неиспользуемых участков. Что же касается земель сельских населённых пунктов, то здесь свободных земель практически нет, а значит, и выбирать земельные участки из состава этой категории земель для обустройства Родовых поместий гражданам почти не придётся.
В соответствии с действующим законодательством РФ, равно как и проектом Закона «О Родовых поместьях», правом предоставления гражданам земельных участков наделена местная администрация, в бюджет которой в настоящее время перечисляется земельный налог от всех земельных участков, находящихся в границах данного муниципального образования. Заинтересованность местных администраций в предоставлении земли для обустройства Родовых поместий будет резко снижена, если в проекте Закона будет закреплено, что эти земельные участки не только не будут предоставляться на торгах, но даже с самого начала не будут облагаться земельным налогом. Есть другие земельно-правовые платежи (за межевание, топосъёмку, регистрацию прав, предоставление сведений о наличии свободных земель и т. п.), которые гораздо более высоки. Эти платежи не идут в распоряжение местных администраций, и отменить или снизить их в настоящее время было бы гораздо важнее. Земельный налог же пока можно и потерпеть, тем более что на первоначальных этапах применения Закона о РП этот налог будет абсолютно незначителен и его уплата даже для малоимущих граждан не станет препятствием для освоения и обустройства Родового поместья.
Согласно Налоговому кодексу РФ, земельный налог относится к местным налогам, которые устанавливаются, изменяются и отменяются представительными органами местного самоуправления на территории конкретных муниципальных образований. Это означает, что граждане могут сами отменить земельный налог на территории своего проживания, если приступят к осуществлению местного самоуправления непосредственно. Учитывая постепенное повышение кадастровой стоимости земли и вследствие этого постепенное повышение самого земельного налога, в проекте Закона «О Родовых поместьях» предусмотрено право жителей поселения самостоятельно отменить земельный налог в случае осуществления ТОС — территориального общественного самоуправления (п. 8 ст. 6, абз. 2 п. 2 ст. 13, п. 4 ст. 14). Аналогичное правило установлено в отношении налога на имущество физических лиц (налог на жилые дома), который также является местным налогом и также имеет тенденцию к постепенному повышению из-за постоянных законотворческих происков государства. Эта ситуация будет стимулировать жителей Родовых поселений к непосредственному осуществлению местного самоуправления и использованию своих прав, предоставленных Конституцией РФ и Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В настоящее время в нашем государстве действует жёсткая централизованная система управления обществом с пережитками тоталитаризма и практикой недопустимого вмешательства в жизнь граждан и их частные дела. Эту ситуацию необходимо изменить, уйти от пирамидальной модели управления и в течение ближайших 30–50 лет перевести большинство общественных отношений на самоорганизацию и самоуправление. Одним из главных инструментов для решения этой задачи будет наш Закон «О Родовых поместьях», который предоставит местным сообществам более широкие возможности по осуществлению местного самоуправления, самостоятельному решению вопросов налогообложения своей земли, её планирования, застройки, ограничению экологически вредных видов хозяйственной деятельности и осуществлению общественного экологического контроля. Для осуществления этих прав в поселениях Родовых поместий необходимо, чтобы жители поселения со временем начали осуществлять ТОС или стали самостоятельным муниципальным образованием, т. е. чтобы жители Родовых поселений приступили к осуществлению местного самоуправления непосредственно. Тогда поселение Родовых поместий само станет субъектом права муниципальной собственности, а его жители смогут самостоятельно отменить земельный налог и тем самым перевести свою землю в безвозмездное владение, пользование и распоряжение.
Граждане, которые начнут осуществлять в своих поселениях территориальное общественное самоуправление, получат право безвозмездно владеть, пользоваться и распоряжаться землями общего пользования, осуществлять общественную экологическую экспертизу и общественный экологический контроль, пользоваться правами экологических организаций, вносить проекты муниципальных правовых актов и участвовать в выработке управленческих решений, самостоятельно определять информационную политику на территории своего поселения, а также определять направления развития своей территории, её планировку и формы её застройки (ст. 13 проекта Закона). По соглашению между органами власти и поселением Родовых поместий его жители смогут выполнять отдельные функции и полномочия государства в области здравоохранения, воспитания, образования, культуры, природопользования и охраны окружающей среды. Местные администрации будут заинтересованы в осуществлении ТОС в поселениях РП, так как после создания ТОС граждане не смогут претендовать на создание инфраструктуры своего поселения за счёт средств местного бюджета (п. 7 ст. 10 проекта Закона). Но, создав ТОС, граждане сами отменят земельный налог и тем самым переведут свои земли в безвозмездное владение, пользование и распоряжение.
Постепенное увеличение в государстве поселений Родовых поместий, в границах которых все земли будут находиться у граждан в безвозмездном владении, пользовании и распоряжении, позволит решить другую острейшую задачу тысячелетия — вывести землю из товарно-денежных отношений, перестать относиться к земле как к объекту собственности, а значит обеспечить доступ на эту землю для всех граждан, желающих её обустроить в качестве Родового поместья. На территории поселения Родовых поместий можно будет установить собственный порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и тем самым кардинально упростить всю процедуру предоставления земли либо отказаться от самой модели «предоставления» земли и вернуться вновь к модели «занятия» земли, т. е. к ПРАВУ ТРУДОВОЙ ЗАИМКИ, как это и было на Руси издревле. Выбор гражданином земельного участка будет подобен выбору земли Радомиром и Любомилой — любая понравившаяся человеку и никем не занятая земля будет доступна для её обустройства в качестве Родового поместья. Вернуть этот порядок занятия земли будет возможно за счёт права жителей поселений Родовых поместий на осуществление муниципального правотворчества, т. е. на установление на своей территории таких законов и порядков по вопросам местного значения, которые поселение посчитает для себя необходимым, при условии, что они не будут противоречить федеральному законодательству. Со временем к жителям поселений Родовых поместий перейдут и права местных администраций по предоставлению и изъятию остальных земельных участков, т. к. местное самоуправление включает в себя вопросы распоряжения муниципальной землёй тоже. Чем больше в стране будет муниципальной земли, тем доступнее она будет для простых граждан, т. к. все вопросы управления этой землёй и будут решать сами граждане.
Такова подоплёка вопроса о налогообложении земли в проекте нашего Закона и таковы его перспективы.
Василий Петров
Владимирская обл., Родное
vassilijus@mail.ru |