Пятница, 26.04.2024, 03:58Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №01(102)2013

«Чистый взгляд»

Начнём с ситуации: мой сын и я гуляли (в 2009 году мы переехали в деревню, живём в частном доме, поэтому впечатлений у детей огромное количество от общения с природой и её обитателями), и вот Кирилл, ему 4 года, зовёт меня и спрашивает:

— Папа, почему от крапивы дым идёт?

— От какой крапивы?

— Вот от этой…

И сам показывает: обычная крапива, растёт за домом. Никаким дымом не пахнет.

Какой была бы ваша реакция на ситуацию?

Моя первая мысль:

— Какой дым?!

— Пошли — покажу…

Сын подвёл меня, усадил на выступ от фундамента дома — смотрим. Я приглядываюсь и понимаю, что от крапивы действительно идёт дым: созревшие семена лопаются, и кажется, что маленькое облачко дыма с периодичностью секунд тридцать–шестьдесят поднимается от куста. Никогда бы не поверил! Меня это очень впечатлило: я с детства любил сам за всем наблюдать (у дедушки с бабушкой тоже был свой дом — летом, на каникулах, я к ним ездил, природу люблю), но такого не видел. Сын сделал открытие и поделился со мной.

Вернёмся к типичной реакции среднестатистического взрослого на подобное заявление: «Почему от крапивы дым идёт?» В его глазах это  будет выглядеть ошибкой, выдумкой, ерундой, пришедшей в голову ребёнку. Всерьёз мы, как правило, не воспринимаем то, что говорят дети, если с нашей картиной мира это не совпадает. «Какой дым от крапивы? Никакого дыма быть не может. Крапива как крапива». Мы зачастую относимся к детям как к неполноценным людям, которые заблуждаются, что-то выдумывают, не понимают. И это свойственно даже продвинутым людям, а что уж говорить о тех, чьё отношение к детям на 80 процентов неадекватное.

Поэтому моя задача — показать, доказать родителям, мамам, папам, воспитателям, учителям — всем, кто так или иначе связан с детьми, что дети — разумные существа. И если они как-то по-другому воспринимают мир, то, вполне возможно, в этом есть какой-то смысл.

Недавно моя жена была свидетелем ситуации: девочка (лет двух) увидела в автобусе на рекламном плакате корову и пыталась — мычанием, жестами, взглядом — обратить внимание своей мамы на то, что она узнала корову! Пыталась со своей мамой поделиться своей радостью открытия! Но молодая мама смотрела в другую сторону и на попытки дочери никак не реагировала… Когда моя жена сказала: «Посмотрите, ваша дочка вам на корову показывает!» — та только отмахнулась: «Да видела я, что там корова!» Девочка маленькая, и для неё это было целое открытие — вот корова! И поддержать её в этом открытии — в радости этого открытия — значит создать залог того, что она будет совершать подобные открытия и в будущем, во всей последующей жизни. Если мы сейчас оборвём её стремление к открытиям своим прохладным, пренебрежительным отношением, то она больше не будет так же вдохновенно делать открытия в течение жизни, да и не будет так открыто делиться ими со своей мамой.

От крапивы дым идёт… Надо просто оставить свои дела и понаблюдать. Я уже не помню, чем занимался, но пересилил себя и пошёл посмотреть, что же там мой сын увидел. Я захотел его понять и сделал для себя очень интересное открытие.

Ещё одна ситуация: сын нашёл какую-то палку и решил для себя, что это пистолет, — притащил домой. Я говорю: «Подожди, давай сначала помоем её, мало ли где она валялась». Начинаю мыть. Помыл половину. Кирилл говорит: «Ветер, ветер тоже помой». Я в ступор: «Какой ветер можно помыть?» Но опять же какой-то смысл (я знаю, уверен!) в том, что он говорит, есть. Дети — разумные, полноценные существа, разумный смысл всегда есть. Плюс в голове прокручиваю всевозможные варианты и понимаю, что сын имеет в виду ДУЛО ПИСТОЛЕТА. Понятно: дуло для ребёнка — это ветер — дул ветер — дуло… То есть он не вспомнил, как пару раз у меня звучала фраза «дуло пистолета», а запомнил как «ветер» на уровне ассоциации. Забавно!

Повторю, моё отношение к детям — как к разумным, полноценным существам. И именно эту культуру отношения я хотел бы, чтобы каждый человек воспринял и так относился к своим детям.

Предупрежу реакцию многих мам (пап), которые скажут: «Да я это знаю!» Подразумевается, что я умная, начитанная.

Уважаемые родители, давайте будем объективными: несмотря на то, что вы знаете, как нужно относиться к детям, как нужно себя вести, как нужно реагировать, на деле всё получается совершенно по-другому: не осознаётся своё реальное отношение к детям, которое во всех поступках наших сквозит, пронизывает, формирует и определяет наше отношение. И я сколько раз замечал, что умные, образованные родители, мамы, папы, реагируют на своих детей так, как будто они какие-то неполноценные, умственно отсталые существа. Мы же не осознаём, не контролируем многие свои реакции. Ребёнок до определённого возраста не может говорить, и часто старшие, взрослые его воспринимают как недоразвитого… Если бы я сам не был свидетелем такого отношения со стороны разумных родителей, я бы этого не говорил.

Простой пример. Моему старшему сыну было около трёх лет. К нам пришли в гости знакомые, и у них тоже сын — он на месяц младше Кирилла. Мой сын сам моет ноги, сам вытирает, то есть он полностью самостоятельный, что мы поддерживаем, поощряем и всё, что возможно, позволяем делать самому, помогаем. Мама другого ребёнка смотрела такими глазами… Потому что её ребёнок даже внятно говорить в этом возрасте не мог: «Э, э…» — показывает, что хочет надеть, и мама его одевала, ноги мыла, за ним бегала… Она относится к сыну как к дебилу. Будем называть вещи своими именами. И ребёнок подыгрывал ей, вёл себя соответствующе. Нормальная, образованная мама… Но факт в том, что пересилить и вести себя как-то по-другому она не может. Да, маленький ребёнок не разговаривает. Но это не значит, что к ребенку должно быть подобное отношение.

Мы вроде бы понимаем, как надо относиться к детям, но в реальности наше отношение может быть даже прямо противоположным. И мы не осознаём своего фактического отношения, смысла многих своих поступков, потому что наша осознанность зашорена, зажата стереотипами, умными книжками, мыслями, заботами... Наша осознанность крайне низкая. И прояснить её, нашу осознанность, усилить — это первый шаг к тому, чтобы изменить свою жизнь, свои отношения с ребёнком. И поведение ребёнка изменится сразу же.

Для примера — отзыв одной из участниц курса «Осознанная мама»: «Теперь вижу разницу между пониманием и осознанием. Раньше я понимала, а теперь осознаю, что от моего поведения зависит психическое состояние моей дочери. Меня теперь не раздражает её поведение, которое раздражало раньше».

И вот это — основной момент нашей зашоренности: мы вроде бы много знаем, много понимаем, но реальной осознанности в нашем поведении нет, и, когда она появляется, многие вещи становятся на свои места. Меняется наше поведение, меняется наша реакция на нашего ребёнка, меняется отношение к ребёнку, и меняется поведение ребёнка. Сразу же. Автоматически.

И ещё одна актуальная тема. Каждая мама хочет быть максимально хорошей для своего ребёнка. Но, к сожалению, не всегда получается. Почему так происходит?

Как правило, свои действия мы выстраиваем на основании тех знаний, которые получаем. Прочитали книжку о том, «как надо» воспитывать детей, и активно пользуемся этими советами. Но ещё лет 20 назад книги призывали отлучать ребёнка от груди и укладывать его спать в отдельную кроватку. Сейчас же все активно говорят и пишут о пользе грудного вскармливания и о том, что лучше спать с ребёнком вместе.

Любые знания — лишь ограниченная модель мира. И на чьих-то советах выстраивать свои отношения с ребёнком — занятие, чреватое большими огорчениями.

Принципиально другой подход заключается в том, чтобы выйти на новый уровень осознанности. И тогда большая часть проблем будет решаться легко и просто.

Сознание большей части людей, как я уже говорил, погружено в «кошмар». Если поставить таймер, который раз в час будет подавать сигналы, и понаблюдать в эти моменты, что происходит в нашем сознании, то обнаружится, что мы или крутим в голове старые проблемы (даже не пытаясь их решить), или говорим о чём-то с воображаемыми собеседниками, или погружены в воспоминания, или фантазируем о будущем… Наше сознание заполнено такой «кашей» разных мыслей, что иначе, как кошмаром, это не назовёшь! И ведь с этой кашей в голове мы общаемся со своим ребёнком, с друзьями и коллегами, пытаемся решать какие-то проблемы…

Выход на новый уровень — это освобождение своего сознания от всей этой ерунды!

И вот когда взгляд проясняется, мы видим ситуацию такой, какая она есть. И если маленький ребёнок в отдельной кроватке плачет,  берём его к себе, что бы там ни писали в книгах! А если ребёнок смеётся, — радуемся вместе с ним! Если он шалит, то можем и пошалить! Вредничает — смотрим своим чистым взглядом в его глазки, улыбаемся и говорим: «Не надо». И ребёнок видит в ваших глазах то, что вы здесь, с ним, а не в своей каше мыслей и забот… И он реагирует на вас дружелюбно!

Этот «чистый взгляд» позволяет увидеть решение любой проблемы даже без привлечения дополнительных знаний. Но это — всего лишь одна из сторон пользы «про­яснения сознания»!

Ещё более сильный эффект заключается в том, что, когда наше сознание очищается, мы можем осо­знать гораздо больше того, что с нами происходит! Например, засела в глубине души у маленькой девочки обида на папу за то, что он не разрешил ей взять домой брошенного котёнка… Ну или ещё за что-то… И вот выросла взрослая девушка, женщина. А со своим мужем разговаривает всё с той же обидой в голосе, с упрёком — иногда слабым, а в похожих ситуациях — с сильным. Муж реагирует на неприятные интонации (которые явно неадекватны настоящей ситуации) — и раз за разом возникают скандалы. А там и до развода недалеко — и новые обиды, уже на всех мужчин.

А всего дел-то — осознать своё эмоциональное состояние и осо­знать его причины, его корни! И ситуация со скандалами с мужем моментально разрешится, стоит лишь взрослой женщине осознать и отпустить ту детскую обиду.

А сколько таких обид и других эмоциональных «блоков» формируется у каждого человека в детстве!

Прояснить свою осознанность довольно легко, стоит лишь уделять внимание наблюдению за тем, что происходит в нашем сознании и чувствах.

Например, как можно чаще произнося (вслух или про себя) слова: «Сейчас я осознаю…» И весь этот мусор, наполняющий ваше сознание, начнёт осознаваться и уходить прочь! И вы начнёте замечать, как перед вами станет открываться новый мир! Мир, наполненный яркими красками и событиями! Как это было в детстве, когда наше сознание ещё не было так зашорено. Когда капелька росы была КАПЕЛЬКОЙ РОСЫ! А муравей, спешащий по своим делам, был целой вселенной, наблюдать за которой можно было часами!

И в этом новом мире самым ярким цветком будет ваш ребёнок! И все ваши прежние психоэмоциональные травмы уже не будут вам мешать строить отношения со своим ребёнком на основе любви, открытости и доверия!

Юрий Семёнов, практический психолог.

х. Красный Восток, Краснодарский край

Категория: №01(102)2013 | Добавил: anna (23.10.2015)
Просмотров: 926 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024