Пятница, 24.11.2017, 08:35Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №01(090)2012

Мечтайте смелее, богини!

Всё началось с того, что мечтала вышить любимому рубашку просто так. Все знают значение вышитой своими руками для Любимого рубахи. А уж на свадьбу, как говорится, сам Бог велел. Начала искать, какой бы узорчик, да чтобы со значением был, и чтобы под силу мне был, потому как вышивала я уже давно и ничего глобальнее салфеточек не вышивала. Пока искала узор, лопатила Интернет, книги, знакомых (к слову, настолько остро ощутила, что за советом практически уже не к кому обращаться). Узор пыталась свой придумать, найдя значение различных символов: можно «записать» текст-послание. И вот пока искала узор, попала на курсы по коклюшкам. В нашем городе они в первый раз были, «Общество ремесленников» их организовало. Мне одна близкая подруга о них сказала. Согласилась я пойти, смутно ещё представляя, что такое коклюшки, имея в голове только что-то о вологодских кружевах. Думала, ну, это может не для меня, потому как сложно заниматься: кое-как не умею, а чтобы очень хорошо, — было сомнительно что-то, не было времени: работа, диплом. Может, на лозоплетение пойти. То есть плетение уже в голове было. Но как начала заниматься, — унесло меня в этот мир с головой...

И так постепенно идея вышивки сменилась на идею сплести кружево для свадебных нарядов. Но хотелось тоже, чтобы со значением символы были-то, и так далее. Навыков плетения — http://vpomestie.ru/publ/34-1-0-29 — минимум (курсы 30 часов, да в реальности меньше). Думала, что же делать и как быть, какие придумать наряды. Сначала себе думала под стиль ампир сделать, платье сплету, думала, много цветочков, и соединю потом по выкройке. Ага, это себе, а жениху что, смокинг? Не-е, не пойдёт... И вот так: то ему придумаю, — мне не знаю, что тогда, то себе придумаю, — Саше не подбирается. Пока не озарило, и раз — и придумалось вот так, как вышло. А ещё думала, если успею, то по краям кружева кайму вышить в тему.

Параллельно искала сколки, — это так называется схема, по которой плетётся кружево. У нас в городе никто кружев не плетёт, чтобы что-то найти. Учительница преподаёт основы кружевоплетения, потому как работает в художественной школе и умеет много всего разного. Но всем заниматься времени не хватает, и нас, зелёных, начинающих, двое. Тогда решилась: написала девочкам, кого нашла по Интернету, плетущим кружева, письма со своей идеей на один-единственный форум по коклюшкам. Долго молчали, но сдаваться я не собиралась. Тогда даже просто ответ на письмо означал столько! Спасибо за поддержку и деятельное участие девочкам — даже за то, что идею поддержали и заинтересовались! Просто в коклюшках сложный вопрос — найти схему или человека, умеющего её составлять, — это считается особым и сложным искусством. Не вязание и не вышивка — надо очень продумывать, какая нитка куда пойдёт и с какой переплетётся. Расплетать очень сложно и страшно жалко — маленькие сантиметры занимают, бывает, часы.

Когда учительнице принесла сколок, что предложила женщина с форума, — она посчитала, говорит: «Ты знаешь, здесь 80 коклюшек надо». Я была слегка в шоке, на тот момент больше 10 ещё не держала, и то, казалось, немало, как бы в них не запутаться. Но ничто бы меня уже не остановило. Правда, на три недели приостановила дело — диплом, просто запрещала себе касаться коклюшек, потому как тогда забывала всё на свете. Зато потом просто плела с ночи до ночи. Вставала в 5 утра, плела до 8, потом на работу, и после 19 до 2 ночи. Забывала есть часто.

Когда стали считать, сколько всего кружев надо — на рубаху 1,6 м, мне на платье 2 м — по низу полосу, на рукава рубахи — 2,44 см, мне — 2,37см, ну, и перед — 2 штуки, — волосы зашевелились.

Самая ещё трудная для нас тогда задача была — составить сколок переда, сделать его круглым. Сейчас-то уже есть понятие, как и что вообще я хотела, чтобы вокруг всей шеи оплёт был, но не получалось так. Никто так не делал и не знал, как это сотворить.

Как раз в конце июля узнали о пленере (собрании) кружевниц из Риги. Поехали туда в надежде на помощь. Сразу как-то не решались подойти к кому-то. В основном бабушки, на всю Латвию человек 20 всего, плетут многие по 10–15 лет, и мы тут, 3-месячные малыши. Но как достала своё сплетённое, чтобы идею рассказать и попросить совета, слетелисть все. Зашумели... Оказывается, тема пленера была «Этнографическое кружево Латвии», и я со своим плетением попала в тему. Ещё и качество похвалили, сказали, что это только молодым рукам под силу, в возрасте уже не то получается (не знаю, не хочется, чтобы это было правдой). Приняли это кружево за латышское, хотя я считаю, что древняя символика у многих народов одинакова, просто у кого-то сохранилась больше, у кого-то меньше. Или слегка видоизменилась.

Потом, как мы спросили, кто бы нам помочь мог, идею рассказали, удивились идее, такого раньше никто не творил, и ещё сказали знатоки, что успеть маловероятно, слишком масштабно. И сколок составить отказывались помочь. Ну потом уговорили-таки Иру, женщине уже 76 лет, — энергии не занимать, она стояла у истоков кружевоплетения Латвии на данном этапе. Потому как раньше в Латвии плели, особенно в краю, где я живу, — Латгалии, может, потому что она к России ближе всех областей Латвии, и оказалось, что Латгалии характерно сочетание в одежде кружева и по краям вышивки — то, что придумала сделать.

В общем, работа кипела… Мне главное было — рубаху самой сделать, чтобы только своя энергетика была. Где я только ни плела. К нам в поместье с ней ездила, мысленно вплетала ароматы июльской жары, малины, стрёкот кузнечиков, запахи трав, сена. Попала на море в Юрмалу (сестричка вывезла проветриться) — вплела шелест волн, крики чаек, прибалтийский ветер. Ехала с пленера кружевниц, даже в поезде плела. Где был забавный случай: достала свой валик с кружевом, не хотела времени терять, вся ушла с головой, ничего вокруг не вижу. Чувствую, кто-то смотрит, и долго так… Оглядываюсь, оказывается, поезд уже битком, и рядом сел какой-то мужчина. Поднимаю глаза, он спрашивает по-английски, можно ли сфотографировать. Я разрешила. Он рассказывает, что с семьёй из Милана приехал посмотреть Латвию, и спрашивает: «А у вас много так женщины этим в поездах занимаются? А то я такого никогда не видел!» Я только рассмеялась. Как представила, что он будет о Латвии у себя дома рассказывать...

Так что я в первую очередь плела всё Саше, а потом уже себе. И, конечно, мне с платьем помогли. Перед мне на платье плела кружевница из Риги, очень душевный человек, и на подол 1 м сплела — как свадебный подарок, сокурсница, с которой коклюшки и начались мои.

На оплет горловины понадобилось 390 коклюшек! Такие гирлянды висели! Ух! Зато звенел весь дом, округа, ведь самое манящее в плетении — это слушать перезвон коклюшек, и звук, и мелодичность зависят от породы дерева, из которого делают коклюшки. Но я ещё думаю — и от вклада мастера, который эти коклюшки изготавливает, с которым нам тоже повезло. Мои были сделаны из липы — и при работе стоял такой перезвон! И постепенно из шероховатых безликих палочек они становились золотисто-светящимися помошницами. Как мне сейчас за них взяться хочется!

На низ нарядов придумали кисточки. Сначала хотела тоненькое кружево сплести, а потом решили: кисточки лучше будут. На подол мне их в основном Саша делал, 3 дня, хотя казалось, что там, мелочи. Потом сестрички подключились, и даже папа парочку сварганил, переживал, что не успеем.

Вот такое совместное творчество у нас!

И хоть заранее все начинали, и времени казалось море, — всё равно нашивала янтарики на кружево в 3 утра перед свадьбой. Кстати, Саша примерил первый раз рубаху в 4 утра перед свадьбой, и всё волновался, как он в ней выглядит — до тех пор, пока меня рядом с собой не увидел.

Янтарики тоже как оберег нашивала и как солнечный камушек. Ведь в свадебной символике всегда обращаются к солнышку. Считалось, что обряд свадьбы непосредственно связан с поклонением огню — как животворящему началу, и Солнцу — как образу небесного огня, пробуждающего землю. И в кружевах ромб и крест, ромб и розетка — символы соединения женского и мужского начал. Розетки, круги, круговые и крестообразные фигуры — символы огня, солнечного божества, обереги. Всё, что нас окружает, — наполнено смыслом. Смыслом наполняли раньше и всё, что творилось человеком в его окружении. Возродим эту традицию?

Пока плела, придумывала, что и как, — поняла, какая мудрость наших предков была во всём! Создание мужу рубахи — это такая глубинная настройка на человека! Ты воспринимаешь человека не внешне, как мы привыкли, и не на бытовом уровне, а каким-то шестым, седьмым чувством, — становишься с ним единым целым, сливаешься. Может, мне ещё и помогло в этом то, что он находился за 1000 км от меня в то время. Ставила рядом его фотографию и всё время его видела в уже готовой рубахе. Но душевное родство — это становится таким естественным и само собой разумеющимся! Чего я всем-всем от всей души желаю!

Самое главное — мечтать смелее! Я просто не знала, что это сложно и что такого до меня никто не делал, придумала и начала, — а когда процесс пошёл — уже поздно останавливаться, а точнее, это просто невозможно! Тебя уносит поток, и всё радостнее и радостнее от того, что ты творишь, от осознания, что ТЫ МОЖЕШЬ! И становишься просто счастлив(а)!

ВОЗМОЖНО ВСЁ!

 

Татьяна Савченко. Поселение Dziesmas, Латвия.
http://vpomestie.ru.

Категория: №01(090)2012 | Добавил: winch (11.11.2015)
Просмотров: 175 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2017