Понедельник, 25.09.2017, 13:06Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №01(078)2011

Кто основал Кембридж. О происхождении некоторых географических названий

Происхождение названия «Кама» теряется в тех же невообразимых глубинах общечеловеческой истории, когда народы и их языки были едины. «Кама» в ряде финно-угорских языков означает «река». С тем же самым смыслом, но в несколько иной вокализации — «кемь», известен целый ряд гидронимов и топонимов на территории Евразии. Например, река с названием Кемь есть в Карелии и Восточной Сибири. В заповедное Белоозеро на Вологодчине впадает река Кема. Но с точно таким же «речным» смыслом данная корневая основа употребляется у китайцев и монголов. Тувинцы и хакасы также именуют Енисей — Кемь. На Алтае Ак-Кем («Белая вода») — приток Катуни, а в окрестностях священной горы Белухи — целый комплекс с аналогичным названием: два озера, тающий ледник, перевал…

Сходные гидронимы встречаются в Средней Азии и Европе. При этом лингвисты утверждают, что корень «кемь» имеет индоевропейское (арийское — прим. ред.) происхождение. В этом случае название уральской Камы не просто случайно совпадает с именем древнеиндийского бога любви Камы (по имени которого назван трактат «Камасутра»), но и наверняка имеет общий источник происхождения. Нельзя не вспомнить и о Камчатке…

Двигаясь мысленно по следам древних индоевропейцев в Европу, мы и здесь обнаруживаем сходные топонимы: Кембридж (Cambridge, «Мост (переправа) через реку», а река — Кем, англ. Cam) — в Англии; Кемпер (от старобретонского названия, означающего «Слияние рек») — во Франции; Кемери — древнее поселение (а ныне известный курорт) на месте целебного источника в Латвии. Не случайно, видимо, и одно из самоназваний древних египтян — кеми,—  связанное с разливом Нила. Но и это ещё не все. Известно, что в старину шаман на Руси назывался кам. Заимствовано слово было у половцев, исповедавших шаманизм. Отсюда и дожившее до наших дней слово камлание — обрядовое действо шамана.

Имя реки — Оки более древнего происхождения, чем русский язык, даже в своей древней форме. В праславянском (т. е. в общем для всех славянских народов) языке слово «око» в смысле «глаз» звучало точно так же, как и сегодня (аналогичная корневая основа в слове «окно»). Но первооткрывателями и первоназывателями реки Оки могли стать народы, говорившие на совершенно других языках и жившие на территории окского бассейна до заселения его славянами.

Например, с запада вплотную к окскому региону примыкали литовские земли. В литовском языке слово akis означает то же самое, что и в русском — «око, глаз». В русских говорах также встречается слово в таком же значении: в архангельском диалекте есть понятие «околом» в смысле «маленькое озеро». С севера окские земли соседствовали с территориями, населёнными финно-угорскими племенами, и у финноязычных саамов (лопарей) есть корневая основа, подходящая на роль лексической крёстной матери Оки: йока — «река» (по-фински «река» — joki).

Но на ту же роль вполне могут претендовать и другие народы. Например, сходным образом звучит слово «река» у ряда сибирских народов, говорящих на тунгусо-манчьжурских языках: у эвенов (ламутов) — оккат, у эвенов — оката. Русские первопроходцы и первопоселенцы переиначили эвенкийскую окату в более понятную им Охоту, по русифицированному имени которой назвали затем и Охотский острог, и  Охотское море.  Поэтому,  в общем-то, совсем не удивительно, что на территории России по меньшей мере пять рек с одним и тем же именем — Ока. Помимо наиболее известного на сегодняшний день притока Волги есть ещё реки с точно таким же названием: на Псковщине — впадает в Кунью, приток Ловати; в Пермской крае и Башкирии — в Ай, приток Уфы; в Иркутской области — левый приток Ангары; наконец, есть ещё одна Ока — впадающая в Белое море.

 

Отрывок из книги «Загадки Российской цивилизации.
Сакральная история, география, этнография». Дёмин В., Зеленцов С.

Категория: №01(078)2011 | Добавил: winch (18.11.2015)
Просмотров: 153 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2017