Недавно услышала такую историю. В концерте люди песню пели, услышанную в деревне у бабушек. Подошёл к ним учитель музыки и говорит:
— Неправильными голосами вы поёте.
А они ему в ответ:
— Как услышали, так и поём.
Мне эта история была рассказана с таким подтекстом: дескать, не учи народ валенки валять.
Я же подумала потом: а насколько здоровы наши бабушки, чтобы духом здоровым петь? Да и часто вижу я, как песни народ поёт, словно во сне. Ну нету осознанного обращения и единения с образами, которые наши предки в песню закладывали.
К тому же, и воздух сейчас не тот, каким пели наши предки на первозданной Земле. Духом пели, а не криком. Вдохновением пели, т. е. дух переводили, обновляли после каждой фразы, вдохновили своё пение. И не громче пели, чем чувства хотели.
«Силушка» — практика пения — и направлена на возрождение сути народного творчества — открытие поющим человеком в себе самом неиссякаемого источника силы. Поющий человек, как семечко, погружается в почву песни и получает силу через обращение и единение с теми явлениями природы, образы которых заложены в песню.
Но человек может войти в силу, будучи собранным, цельным, настроенным. Дать почувствовать себя единым целым в единстве с целым миром — и есть целительный эффект «Силушки».
А почему через голос? Потому что он ум с сердцем в лад настраивает. Голос в человеке там рождается, где мысли эхом отзываются, куда чувства приходят, где душа на месте.
Огромное значение в практике «Силушки» придаётся пению духом. Под духом здесь понимается изначальный смысл этого слова — дыхание, жизненная сила.
Пение духом в пространстве, насыщенном жизненной силой чистого воздуха, — это здорово! Воздух — это возможность для роста духа. Как вдохнёшь, так и запоёшь.
Чего хотят наши чувства? Быть излитыми в мелодии. А что нужно мыслям? Выразиться в словах.
Вы возьмите слово и чувствами сритмоинтонируйте его, и получите в слове силу чувств. Сильное станет ваше слово. Теперь ещё его о-духо-творите, и…вот оно у вас и полетело. А это уже начало песни.
«Живица» — так в практике «Силушки» называется азбука ритмоинтонаций. И осваивается язык «Живицы» при активном участии тела. В нём ритмика уже вся заложена Создателем, и культура проявления чувств через танец на этой почве раскрывается. Ритм жизни — он в нас, в нашем теле, в нашем дыхании, в нас — неиссякаемая сила жизнетворчества.
Р. S. Практика «Силушка» не существует отдельно как авторская методика. Она возникает во время кругового взаимодействия людей. Круг в «Силушке» — это пространство для открытия себя в общий центр, а через общий центр — во Вселенную.
Я хочу, чтобы мы стали «Силушкой». Со своей стороны предлагаю для круга практику «Как на духу», практическую азбуку ритмоинтонаций «Живица» и песню «Ладо Лель» как материал для практики. Буду рада предложениям.
Суфия Михайлова. г. Казань.
sufiyam@mail.ru. |