Спасибо всем за прекрасные тёплые, добрые, интересные письма и материалы. Внимательно прочитываю каждый номер «РЗ», некоторые статьи обсуждаем вместе с детьми.
Продолжаю делиться и своими открытиями, а они происходят каждый день, каждый день с нами разговаривает Бог, нужно только прислушаться.
К вопросу о занятиях с детьми. У Полечки, шестого нашего ребёнка (всех мы рожали дома), до 1 года было всего четыре игрушки: крошечный, плетёный из лыка, лапоть, медный колокольчик, маленькая деревянная колотушка и, самое главное, — мама. Мамины руки, волосы, губы, грудь. Мамины нежные прикосновения. Мне кажется это очень важным — все потешки, прибаутки основаны на прикосновениях к малышу. Мои пальцы научились говорить языком нежности и любви. Мягкий ласковый массаж, объятия у малыша вызывают чувство защищённости, умиротворения (у мира творения).
«Ай, ту-ту-ту-ту-ту-ту,
Не вари кашу круту.
Вари жиденькую,
Вари мягонькую…», — пою, поглаживая, слегка массируя животик.
Мои песни, стихи, прибаутки — малышке это очень нравится, она улыбается, что-то сразу начинает лепетать, подпевать. Увидев меня, быстро подползает, прижимается ко мне, мои руки нежно поглаживают её спину, а губы тихонько шепчут ей в ушко ласковые слова, а она внимательно слушает, замерев… А потом посмотрит на меня и радостно, счастливо засмеётся. Любит Полечка лазить по лестнице спорткомплекса, прыгать и качаться, лёжа на животе, на большом мяче, любит прыгать со мной на батуте. Детский спорткомплекс, большой фитнес-мяч, батут, прыгалки, мячи, плечевой эспандер, велосипеды — эти «игрушки» никогда не надоедают моим ребяткам, их любят все в нашей семье.
Пока кормлю Полечку грудью, всегда стараюсь помечтать. Какой она вырастет прекрасной, доброй, здоровой, нежной, счастливой. Ни манеж, ни ходунки, ни вожжи не приживаются, не нравятся, думаю, они не очень-то нужны, как и всякие другие новые, модные приспособления.
Правда, прыгунки моей дочурке понравились, может быть, ещё и от-того, что я радуюсь, когда она прыгает, и хвалю её; стараюсь долго не держать в них — до того, как заскучала, вынимаю из прыгунков. Вообще, думаю, очень важно замечать даже маленькие достижения детей и хвалить их, это повышает их самооценку, да и делают они, пока маленькие, очень многое делают, для нас, родителей, чтобы услышать наше одобрение.
Со старшими детьми открываем для себя много прекрасных книг: Тамара Крюкова «Лесная аптека» — в ней собраны сказки о лекарственных растениях, книга прекрасно проиллюстрирована и легко читается, интересна даже 4–5-летним детям; «Олеся» Куприна (эту книгу мы читали после просмотра нашего старого фильма); «Синяя птица» Метерлинна, притчи Леонардо да Винчи; вместе прочитали книгу «Общаться с ребёнком». Как?» и «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?» Ю. Б. Гиппенрейтер — прекрасная книга и для подростков тоже, не только для родителей; Вл. Леви «Искусство быть собой» и другие, включая «Нестандартный ребёнок», «365 развивающих игр и затей» Е. А. Латий, притчи Крайона; Тайны природы; книги Алёны Солнцевой, Детская йога, книги Курпатова; классическую литературу. Детям очень понравилась книга «Фейерверк волшебства»
В. Долохова — самоучитель-руководство. Зачитали до дыр.
Дети мои — на домашнем обучении, но кроме школьных дисциплин всё время стараюсь найти для них нужную, полезную и интересную информацию. Мы изучаем, как очистить жилище, окружающее пространство, как создать себе оберег, найти место, где лучше всего копать колодец, свойства растений, гимнастику, дарующую энергию и силу, уверенность и хорошее настроение (элементы такой гимнастики мы нашли у Норбекова, Левшинова; используем элементы йоги). Изучаем лекарственные растения и методы поддержки своего здоровья; виды грибов и их свойства; дикорастущие растения, употребляемые в пищу (где-то читала, что русские богатыри употребляли 300 видов различных трав в день — дала детям задание написать список этих съедобных растений, получилось, хотя и не сразу). Читаем Вознесенского «На виртуальном ветру» — там много точных, своеобразных сравнений, Пастернака, Бродского… Даю задание детям придумать свои сравнения. Или выдумать смешные слова, обозначающие знакомые нам предметы, как они сами их назвали бы. Бывает, получается забавно: «карандашогрыз» — точилка, «бельежуйка» — стиральная машинка, «варёнка» — кастрюля…
Стараюсь помочь ребятам находить образы — души предметов или людей. Мы решаем загадки, кроссворды, логические задачи, ребусы, сами их составляем. Сочиняем сказки, песни, картины, костюмы. Детям важно дать возможность творить, творить каждый день. Ещё они любят проходить испытания, как у Моцарта главный герой в «Волшебной флейте» — день без еды, день без воды, день с завязанными глазами, день молчания, день один на один с собой (одиночества), испытание холодом — обливание ледяной водой, ныряние в холодную воду, растирание снегом, испытание жаром — в бане, в парилке. Я была удивлена, с каким пылом они требовали всё новых заданий — детям важно научиться преодолевать себя, зато потом они могут собой гордиться!
Мы изучаем славянские предания, древнерусские обряды. Я уже писала про обряд перепечения, мне кажется он очень важным. В этом обряде соединяется мысль мамы — что уходит у ребёнка болезнь, так и малыша — оттого, что его сажают в тёмную печку, хоть и остывшую, и всё это подкрепляется образом процесса перевоплощения, точно так же, как из мягкого теста получается упругий, румяный хлеб. Мысль материнская очень сильна, я не раз убеждалась в этом. Поглаживала больные места, разводила боль. Старшая дочь сейчас сама научилась себя лечить: представляет себе болезнь в виде маленьких злых существ и мысленно играет с ними в «стрелялки», побеждая и прогоняя их. И наутро как огурчик.
Изучаем свойства воды, пьём талую. Детям очень нравится есть ледышки из холодильника — талая вода вкуснее и полезней обычной. Воду я отстаиваю на шунгите, иногда кладу в неё хвощ — чтобы напиталась кремнием, иногда — листик чистотела. Зубы чистим порошком из смолотого корня аира, он убивает все бактерии и хорошо массирует дёсны.
Стараемся придерживаться вегетарианского, макробиотического питания. Летом делаю салаты из сныти, бедренца, спорыша, овса, топинамбура; вводим в рацион бурые водоросли (фукусы), миндаль (содержат кальций), ореховое молочко, дикорастущие травы, бобовые, сырые неочищенные овощи, овёс и овсяный отвар, яблоки, цельные злаки, орехи, сухофрукты, зелень.
Ещё с детьми мы любим смотреть познавательные фильмы, например, «Микрокосмос» — о насекомых, «Генезис» и другие. Любим посещать Дарвиновский музей, там есть витрина с «оживающими» динозаврами; можно послушать, как поют разные птицы, посмотреть познавательные фильмы о животных, о зарождении жизни на Земле… Но есть в этом музее одна витрина, называется «Фауна квартиры», за которой восковая фигура человека сидит на кухне. Вокруг него — таблички: «… из ядов, регулярно поступающих в организм человека, 70% — с пищей, 20% — из воздуха, 10% — с водой…»; «Газовые плиты — источник оксидов углерода и азота, вызывающих сонливость, головные боли, сердечную аритмию…»; «Электропроводка и электроприборы — источник переменного электромагнитного поля, которое влияет на весь организм, ослабляя иммунитет (сопротивляемость к заболеваниям)»; «Громкие шумы (машины, пылесос, громкая музыка, метро и т. д. — вызывают язвенную болезнь, гипертонию, снижение слуха, ухудшение зрения, разрушение нервной системы, изменение состава крови»; «При недостатке солнечного света резко снижается иммунитет. Загрязнённые стёкла плохо пропускают солнечные лучи…»; «Телевизор, работающий по 3 часа в день в течение года, облучает организм, вызывая нервное и физическое утомление, ухудшает зрение. Особенно опасен для детей…»; «Хлорированная вода в горячем душе — источник хлороформа, вызывающий рак»...
Среди всего этого люди и живут, что же тут удивляться, когда болезни начинают терзать тело!..
Но есть в этом музее и другая витрина — с макетом древнего поселения. На ней написано, что археологические открытия убедительно показывают, что исходным пластом первых цивилизаций были раннеземледельческие культуры, например, в Подмосковье — Дьяковская культура, просуществовавшая с 7 века до н. э. до 7 века н. э. Дьяковские поселения были родовыми. Люди занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, а также ткачеством, прядением, обработкой шкур, шитьём одежды. Разводили лошадей. Земледелие было подсечным. Сеяли в основном ячмень, пшеницу, коноплю. Посевы занимали прибрежные и лесные поляны. Зерно мололи зернотёрками. Разводили пчёл. В лесах скрывались от войн и других напастей...
В минувшем году мы переехали из Москвы в Подмосковье, в красивый городок Белозёрский, дети ходят в художественную школу, на конную секцию, много читают. Папа обустраивает участок, строит дом. Здесь так красиво, что душа поёт! Не надо бояться перемен, пусть не сразу, но всё получится!
Желаю всем любви, здоровья, радости творить и просто жить на Земле!
С любовью,
Ольга Макарова.
Подмосковье.
К вопросу о занятиях с детьми. У Полечки, шестого нашего ребёнка (всех мы рожали дома), до 1 года было всего четыре игрушки: крошечный, плетёный из лыка, лапоть, медный колокольчик, маленькая деревянная колотушка и, самое главное, — мама. Мамины руки, волосы, губы, грудь. Мамины нежные прикосновения. Мне кажется это очень важным — все потешки, прибаутки основаны на прикосновениях к малышу. Мои пальцы научились говорить языком нежности и любви. Мягкий ласковый массаж, объятия у малыша вызывают чувство защищённости, умиротворения (у мира творения).
«Ай, ту-ту-ту-ту-ту-ту,
Не вари кашу круту.
Вари жиденькую,
Вари мягонькую…», — пою, поглаживая, слегка массируя животик.
Мои песни, стихи, прибаутки — малышке это очень нравится, она улыбается, что-то сразу начинает лепетать, подпевать. Увидев меня, быстро подползает, прижимается ко мне, мои руки нежно поглаживают её спину, а губы тихонько шепчут ей в ушко ласковые слова, а она внимательно слушает, замерев… А потом посмотрит на меня и радостно, счастливо засмеётся. Любит Полечка лазить по лестнице спорткомплекса, прыгать и качаться, лёжа на животе, на большом мяче, любит прыгать со мной на батуте. Детский спорткомплекс, большой фитнес-мяч, батут, прыгалки, мячи, плечевой эспандер, велосипеды — эти «игрушки» никогда не надоедают моим ребяткам, их любят все в нашей семье.
Пока кормлю Полечку грудью, всегда стараюсь помечтать. Какой она вырастет прекрасной, доброй, здоровой, нежной, счастливой. Ни манеж, ни ходунки, ни вожжи не приживаются, не нравятся, думаю, они не очень-то нужны, как и всякие другие новые, модные приспособления.
Правда, прыгунки моей дочурке понравились, может быть, ещё и от-того, что я радуюсь, когда она прыгает, и хвалю её; стараюсь долго не держать в них — до того, как заскучала, вынимаю из прыгунков. Вообще, думаю, очень важно замечать даже маленькие достижения детей и хвалить их, это повышает их самооценку, да и делают они, пока маленькие, очень многое делают, для нас, родителей, чтобы услышать наше одобрение.
Со старшими детьми открываем для себя много прекрасных книг: Тамара Крюкова «Лесная аптека» — в ней собраны сказки о лекарственных растениях, книга прекрасно проиллюстрирована и легко читается, интересна даже 4–5-летним детям; «Олеся» Куприна (эту книгу мы читали после просмотра нашего старого фильма); «Синяя птица» Метерлинна, притчи Леонардо да Винчи; вместе прочитали книгу «Общаться с ребёнком». Как?» и «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?» Ю. Б. Гиппенрейтер — прекрасная книга и для подростков тоже, не только для родителей; Вл. Леви «Искусство быть собой» и другие, включая «Нестандартный ребёнок», «365 развивающих игр и затей» Е. А. Латий, притчи Крайона; Тайны природы; книги Алёны Солнцевой, Детская йога, книги Курпатова; классическую литературу. Детям очень понравилась книга «Фейерверк волшебства»
В. Долохова — самоучитель-руководство. Зачитали до дыр.
Дети мои — на домашнем обучении, но кроме школьных дисциплин всё время стараюсь найти для них нужную, полезную и интересную информацию. Мы изучаем, как очистить жилище, окружающее пространство, как создать себе оберег, найти место, где лучше всего копать колодец, свойства растений, гимнастику, дарующую энергию и силу, уверенность и хорошее настроение (элементы такой гимнастики мы нашли у Норбекова, Левшинова; используем элементы йоги). Изучаем лекарственные растения и методы поддержки своего здоровья; виды грибов и их свойства; дикорастущие растения, употребляемые в пищу (где-то читала, что русские богатыри употребляли 300 видов различных трав в день — дала детям задание написать список этих съедобных растений, получилось, хотя и не сразу). Читаем Вознесенского «На виртуальном ветру» — там много точных, своеобразных сравнений, Пастернака, Бродского… Даю задание детям придумать свои сравнения. Или выдумать смешные слова, обозначающие знакомые нам предметы, как они сами их назвали бы. Бывает, получается забавно: «карандашогрыз» — точилка, «бельежуйка» — стиральная машинка, «варёнка» — кастрюля…
Стараюсь помочь ребятам находить образы — души предметов или людей. Мы решаем загадки, кроссворды, логические задачи, ребусы, сами их составляем. Сочиняем сказки, песни, картины, костюмы. Детям важно дать возможность творить, творить каждый день. Ещё они любят проходить испытания, как у Моцарта главный герой в «Волшебной флейте» — день без еды, день без воды, день с завязанными глазами, день молчания, день один на один с собой (одиночества), испытание холодом — обливание ледяной водой, ныряние в холодную воду, растирание снегом, испытание жаром — в бане, в парилке. Я была удивлена, с каким пылом они требовали всё новых заданий — детям важно научиться преодолевать себя, зато потом они могут собой гордиться!
Мы изучаем славянские предания, древнерусские обряды. Я уже писала про обряд перепечения, мне кажется он очень важным. В этом обряде соединяется мысль мамы — что уходит у ребёнка болезнь, так и малыша — оттого, что его сажают в тёмную печку, хоть и остывшую, и всё это подкрепляется образом процесса перевоплощения, точно так же, как из мягкого теста получается упругий, румяный хлеб. Мысль материнская очень сильна, я не раз убеждалась в этом. Поглаживала больные места, разводила боль. Старшая дочь сейчас сама научилась себя лечить: представляет себе болезнь в виде маленьких злых существ и мысленно играет с ними в «стрелялки», побеждая и прогоняя их. И наутро как огурчик.
Изучаем свойства воды, пьём талую. Детям очень нравится есть ледышки из холодильника — талая вода вкуснее и полезней обычной. Воду я отстаиваю на шунгите, иногда кладу в неё хвощ — чтобы напиталась кремнием, иногда — листик чистотела. Зубы чистим порошком из смолотого корня аира, он убивает все бактерии и хорошо массирует дёсны.
Стараемся придерживаться вегетарианского, макробиотического питания. Летом делаю салаты из сныти, бедренца, спорыша, овса, топинамбура; вводим в рацион бурые водоросли (фукусы), миндаль (содержат кальций), ореховое молочко, дикорастущие травы, бобовые, сырые неочищенные овощи, овёс и овсяный отвар, яблоки, цельные злаки, орехи, сухофрукты, зелень.
Ещё с детьми мы любим смотреть познавательные фильмы, например, «Микрокосмос» — о насекомых, «Генезис» и другие. Любим посещать Дарвиновский музей, там есть витрина с «оживающими» динозаврами; можно послушать, как поют разные птицы, посмотреть познавательные фильмы о животных, о зарождении жизни на Земле… Но есть в этом музее одна витрина, называется «Фауна квартиры», за которой восковая фигура человека сидит на кухне. Вокруг него — таблички: «… из ядов, регулярно поступающих в организм человека, 70% — с пищей, 20% — из воздуха, 10% — с водой…»; «Газовые плиты — источник оксидов углерода и азота, вызывающих сонливость, головные боли, сердечную аритмию…»; «Электропроводка и электроприборы — источник переменного электромагнитного поля, которое влияет на весь организм, ослабляя иммунитет (сопротивляемость к заболеваниям)»; «Громкие шумы (машины, пылесос, громкая музыка, метро и т. д. — вызывают язвенную болезнь, гипертонию, снижение слуха, ухудшение зрения, разрушение нервной системы, изменение состава крови»; «При недостатке солнечного света резко снижается иммунитет. Загрязнённые стёкла плохо пропускают солнечные лучи…»; «Телевизор, работающий по 3 часа в день в течение года, облучает организм, вызывая нервное и физическое утомление, ухудшает зрение. Особенно опасен для детей…»; «Хлорированная вода в горячем душе — источник хлороформа, вызывающий рак»...
Среди всего этого люди и живут, что же тут удивляться, когда болезни начинают терзать тело!..
Но есть в этом музее и другая витрина — с макетом древнего поселения. На ней написано, что археологические открытия убедительно показывают, что исходным пластом первых цивилизаций были раннеземледельческие культуры, например, в Подмосковье — Дьяковская культура, просуществовавшая с 7 века до н. э. до 7 века н. э. Дьяковские поселения были родовыми. Люди занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, а также ткачеством, прядением, обработкой шкур, шитьём одежды. Разводили лошадей. Земледелие было подсечным. Сеяли в основном ячмень, пшеницу, коноплю. Посевы занимали прибрежные и лесные поляны. Зерно мололи зернотёрками. Разводили пчёл. В лесах скрывались от войн и других напастей...
В минувшем году мы переехали из Москвы в Подмосковье, в красивый городок Белозёрский, дети ходят в художественную школу, на конную секцию, много читают. Папа обустраивает участок, строит дом. Здесь так красиво, что душа поёт! Не надо бояться перемен, пусть не сразу, но всё получится!
Желаю всем любви, здоровья, радости творить и просто жить на Земле!
С любовью, Ольга Макарова. Подмосковье. |