В переднем углу моей городской квартиры висит картина. На ней изображено лиственное дерево, но это не пейзаж в традиционном понимании. Каждая веточка, каждый листок того дерева — имя. Картина та — моё Родословное Древо.
У каждого человека есть отец и мать, у них тоже есть или были родители, у тех тоже... И так всё дальше, всё глубже. Род. Родословное Древо. Из деревьев этих возрос на Земле и живёт-шумит могучий лес — человечество.
Во все времена люди почитали своих Предков, старались что-то узнать об их жизни, передавали те знания младшим поколениям, поминали Пращуров чаркой да добрым словом на тризнах... И сейчас поминают, и интерес к своим Родовым Истокам у народа не угасает: всё же любопытно, из каких мест Предки происходили, чем занимались, да хоть имечко далёкого Пращура узнать, и то хорошее дело, может, его, Пращура, душе приятней станет — не забыли, помнят.
Тем, кто возьмётся за большое дело — составлять своё Родословное Древо, начать следовало бы с посещения могил Пращуров. Я сделал именно так. Стоят на вятской земле два древних села — Заево, это в тайге, на севере области, и Верхобыстрица — оно в центральной части. В северном покоятся на погосте мои Предки по отцовской линии — Пономарёвы. Во втором — корни моей мамы, урождённой Шубниковой. К своему стыду, в Заеве я вообще не бывал — не к кому ездить, родственников там не осталось. А на родине мамы был пятилетним мальчишкой, многие яркие картинки того лета до сих пор в памяти.
Между сёлами, если по прямой, километров двести будет. И решил я пройти этот путь — от погоста до погоста пешком, в одиночку, чтоб никто и ничто не отвлекало от дум о Предках, вообще о прошлом. Даже пищу в пути решил не принимать — полностью отказался от всего бренного.
Могилы деда и бабки указал дядя Александр — единственный оставшийся в живых брат моего отца Фёдора Александровича. Поклонились холмикам, выдергали траву, протёрли пластинки с именами-фамилиями. Помолчали. Дядя раскрыл сумку с домашней снедью, плеснул в кружку, а я взял с могил горсть земли в холщовый, дома приготовленный, мешочек. Дальше наши пути разошлись. Дядя вернулся домой в Киров, а я по карте да по компасу, где по дорогам, где напрямки, лесом, пошёл себе неспешно. Нелегко пришлось, к концу каждого дня «ног не чуял» от усталости, а ещё жара, оводы, комарьё... Голод на вторые сутки притупился, о еде как-то и не думалось. А о родителях своих очень даже думалось, вспоминалось всё самое хорошее, как дружно мы жили — отец, мать, две их дочери и я, младший сын. Переломные тридцатые бросили моих будущих родителей из деревни в город. Здесь, в Кирове, бывшей Вятке, прожили они большую жизнь, работали на заводе, воспитывали нас. Отец умер на 90-м году жизни, мама на 86-м. Оставили о себе добрую память.
На шестой день пришёл в Верхобыстрицу, отыскал кладбище, а могилы Пращуров не нашёл, уже сравнялись с землёй их холмики. Последней из близкой родни тут была похоронена бабушка, и было это в далёком 1930 году. Взял земельку и здесь.
Потом, уже в Кирове, собрал родню на Мезринском кладбище, где лежат отец с матерью, высыпал взятую на их родине землю на холмики, сказал соответствующие слова. Родственники были тронуты, благодарили меня за такой поступок.
А потом была, так сказать, теоретическая часть большого дела. Я историк по образованию, много лет занимаюсь краеведением. Приходилось вести изыскания в архивах, методикой этой работы владею неплохо. На этот раз пришёл в хорошо знакомый Государственный архив Кировской области с целью узнать больше о своих Предках.
Составление Родословной — дело нелёгкое. Далеко не всем, взявшимся за него, удаётся проследить цепочку имён, уходящую далеко в глубь веков. Тому много причин. В некоторых областях, в первую очередь через которые прошла война, архивы попросту погибли. Исчезали документы и в тыловых местностях — от пожаров, потопов, других стихийных бедствий, от нерадивости лиц, призванных ценные бумаги сохранять... да мало ли причин. Так что стопроцентного успеха гарантировать никто не может.
Каковы же главные источники получения драгоценной для вас информации? Конечно, из рассказов родителей вы знаете, в каком городе, уезде, волости родились ваши деды и бабки и по отцовской, и по материнской линиям. Некоторые сведения об интересующих вас селениях можно почерпнуть из внушительной по размерам книги, которая называется «Списки населённых мест Российской империи» (Санкт-Петербург, 1876 г.) Именно в ней в разделе «Вятская губерния», главе «Слободской уезд», я нашёл запись: «Деревня Литвяна, она же Пономарёвская, Огарыши 3-го стана при колодцах, от Слободского 76 вёрст». На 1859 год в ней значилось 5 дворов, жителей мужского пола — 36, женского — 38. Небольшая деревенька, но мне дорога, в ней многие годы жили мои Предки по отцовской линии.
Новые сведения о своих Пращурах я нашёл в архивных документах.
В 1718 году великий реформатор Пётр 1 издал указ, по которому надлежало определить, «сколько, где, в какой волости, селе или в деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей... не обходя от старого до самого последнего младенца с летами их». Стали составлять Ревизские сказки — то есть проводиться перепись населения страны, правда, только податного, то есть обязанного платить подати. Итоги Ревизских сказок заключались в соответствующих книгах, где записывались пофамильно жители населённого пункта с указанием возраста. Так, в Ревизской сказке 9-й народной переписи Вятской губернии Слободского уезда Пономарёвского сельского общества за 1850 год я нашёл нужную ветвь Пономарёвых: «Феодор Стефанов сын 59 лет, его жена Матрёна Андреевна 60 лет, его сыновья Феодор же 33 лет, Иван 29 лет, Влас — отдан в рекруты в 1846 году, Лаврентий 21 года, жена его Софья Борисовна». Из рассказов отца я знал, что его прадеда звали Лаврентий. Найденный в архиве документ продвинул мои разыскания ещё на два колена. Выяснилось, что отца Лаврентия звали Фёдор, деда — Степан.
Итак, одним из источников по составлению родословной являются Ревизские сказки. К сожалению, дальше конца XIII века вглубь я продвинуться пока не смог, так как документы Ревизских сказок по Вятской губернии первых четырёх переписей (до 1782 года) хранятся в Москве, в Российском государственном архиве древних актов.
Второй источник — метрические книги. Они велись в каждой церкви в двух экземплярах. В метрической книге фиксировался факт рождения и крещения младенца, указывались его родители и воспреемники. В особом разделе записывали умерших.
Ещё одна книга, которая велась в церкви, — исповедные росписи. Как известно, все крещёные люди время от времени по доброй воле или вынужденно ходили в храм исповедоваться. Этот факт и фиксировался в исповедных росписях с указанием минимальных сведений об исповедовавшемся.
Если среди ваших Предков были лица духовного звания, сведения о них можно найти в клировых ведомостях.
Городские жители переписывались в городских обывательских книгах. А если они состояли на государственной службе, то обязательно попадали в послужные формулярные списки.
Таков круг основных документальных источников по составлению Родословной. Их за небольшую плату вам предоставят в государственном архиве вашей области или края. Опираясь на документы, вы можете составить своё Родословное Древо. Насколько большим оно будет, зависит от многих факторов. Конечно, сухой документ не даст сведений о характере, темпераменте, поступках, каких-то интересных особенностях ваших Предков — подобные сведения обычно остаются в устных преданиях, передаются от поколения к поколению. Но пусть мы и не знаем подробностей, даже простое упоминание о Пращурах связывает незримой нитью их души и наши через толщу веков, свершая благое дело.
Любомир (Валерий ПОНОМАРЁВ). г. Киров (Вятка).
Журнал «Ведическая культура», №5, 2005 г. |