Суббота, 20.04.2024, 03:36Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №01-02(07-08)2005

Родовые поместья — взгляд эколога

Идея поселений людей в форме родовых поместий (родовых усадеб) является чрезвычайно удачной и дальновидной не только с точки зрения социально-экономической, но и с экологической. Совершенно очевидно, что это не просто мимолётная выдумка сибирской отшельницы Анастасии, а плод длительных напряжённых размышлений и исторического практического опыта их воплощения целым рядом лучших, гениальных умов человечества. Анастасия лишь сумела передать квинтэссенцию этого великого опыта и трансформировать его в современную форму, приемлемую для воплощения в настоящее время. Экологический анализ идеи поселения людей в родовых поместьях (родового поселения) поражает очевидностью перспективы решения большинства экологических проблем, не позволяющих современному человеку занять своё подлинное, достойное место в биосфере Земли. Рассмотрим это подробнее.

 

К чему пришли?

Постоянно усугубляющийся мировой экологический кризис, объявленный учёными почти 35 лет назад, не может быть преодолён в рамках прежнего образа жизни и формы поселений людей. В первую очередь, это относится к городам. Города — «нахлебники» биосферы, требующие постоянно огромной массы различных природных ресурсов и производящие одновременно почти такие же огромные количества отходов.

Обеспечение городов энергетическими промсырьевыми и продовольственными ресурсами ведёт к опустошению и деградации многих природных территорий вследствие вырубки лесов, устройства карьеров, отвалов, распашки и эрозии почв, снижения видового разнообразия природных экосистем.

Вал отходов усугубляет эти проблемы. Городские свалки растут, как раковые опухоли, приводя отведённые для них территории в непригодное для жизни людей и ведения сельского хозяйства состояние, загрязняют воздух и грунтовые воды. Содержание таких опасных тяжёлых металлов как кадмий, ртуть, свинец, медь и других превышает в ближайших к свалкам колодцах и водоёмах фоновый уровень в десятки раз. Общая территория городов со свалками во всём мире сегодня уже, судя по расчётам, превышает 5% от площади суши планеты. Помимо земель, ещё более интенсивно загрязняются городами атмосферный воздух и водоёмы. Загрязнителями среды является большинство отходов промпредприятий и транспорта, что негативно влияет на состояние здоровья попадающих в зону их действия людей, животных, растений и даже грибов и лишайников. Помимо грязного воздуха, воды и нашпигованных искусственными добавками продуктов питания и напитков, городские жители постоянно получают повышенные дозы электромагнитных излучений и даже радиации.

Возможность улучшения экологических условий жизни в городе крайне ограничена. Кроме того, люди привыкают к такой жизни, зачастую не думая о возможных последствиях для своего здоровья. Нездоровой становится сама психология горожан, система их моральных ценностей. По-прежнему большинство из них трудно себе представляют возможность какой-то другой жизни. А города продолжают расти, требуя всё больше территории, ресурсов, а значит деградированных земель, срубленных лесов, производя всё больше отходов, и всё более очевидно, что это — замкнутый порочный круг, в пределах которого нельзя эффективно и полноценно решить ни одну из жизненных проблем любого городского жителя.

Если говорить о современной деревне, то в России она продолжает вымирать, преобразуясь, в лучшем случае, в некие промежуточные поселения полугородского типа. Причин деградации деревни несколько. Во-первых, простые русские крестьяне практически никогда не были за последние столетия подлинными собственниками земли, а если и были, то в крайне ограниченных пределах. Во-вторых, они по-настоящему не были и свободными, будучи зачастую и бедными и сильно зависимыми от города и власть имущих, что препятствовало развитию творческих начинаний на земле.

Однако даже короткий период реализации столыпинской реформы привёл к получению высоких урожаев и появлению крепких, грамотных земледельцев, так называемых «кулаков», подвергшихся массовым репрессиям в известные, не слишком далёкие времена. Отсутствие полной юридической и материальной свободы крестьян вынуждало их селиться компактно, в определённом отрыве от природы и своих земельных наделов. Значительную часть своих сил и времени они отдавали принудительному труду, направленному, зачастую, отнюдь не на процветание каждого сельского труженика. По сути, крепостное право в России в последние столетия не исчезало, а лишь преобразовывалось из одной формы в другую.

Благополучная, счастливая жизнь человека на собственной земле предполагает, в первую очередь, его личную свободу, а вот её-то власть имущие вовсе и не хотели допускать. В итоге, в людях постепенно убили желание жить, работать и творить на земле, где, кроме каторжного труда, нищеты, отсутствия элементарных бытовых удобств, они не видели ничего другого. Более того, официальная идеология восхваляла городскую жизнь, и сельская молодёжь буквально рвалась в города, надеясь спастись там от своей нищеты и бесправия. Поэтому сельское население России с конца 50-х гг. 20-го века неуклонно сокращалось. Оставшаяся же часть крестьян в значительной массе спилась и деградировала, утеряв многие ценные знания своих предков о землеустройстве.

 

Возвращение

Первым шагом на пути возврата человека к своей земле стало дачное движение, создание садово-огородных товариществ, начавшееся ещё в 50 — 60-е годы 20-го века, но тогда ещё не столь массовое.

Экономический кризис в России 90-х гг. 20-го века напомнил многим о важности наличия у каждой семьи собственного земельного участка. Параллельно активизировалось и творчество на своей земле, тем более, с отменой ряда драконовских запретов по строительству и землепользованию. Именно дачники, горожане со сравнительно обеспеченным и независимым «тылом», ощутившие вновь давно забытое чувство хозяев пусть небольших, но своих клочков земли, явились авангардом поворота мышления россиян в правильном направлении (и это верно оценила сибирская отшельница).

 

Статус гектара

Но дачный участок по своему размеру и статусу всё же недостаточен для обеспечения его хозяина всем необходимым для полного освобождения от города и прочих пут, препятствующих началу новой жизни. Обеспечить это может достаточно размерное и ёмкое родовое поместье. Предложенная Анастасией площадь его в 1 га позволяет создать на ней относительно устойчивую экосистему, главным элементом которой является человек — её мудрый хозяин, хранитель и регулятор. Такая территория позволяет иметь проживающей на ней семье (роду) не только комплекс любых, достаточных для комфортной жизни построек (дом, мастерская, баня и прочие), но также помещения для животных, зоны отдыха, спортплощадки и, конечно, сад, огород, цветник с теплицами и даже оранжереями, водоём, ульи для пчёл, не говоря уже о колодце. А самое главное — она позволяет иметь участок девственной природы, особенно свой небольшой лес, либо лесопарк, конечно, в достаточно влажном и не очень суровом климате. Кроме того, здесь можно найти место и для создания других новых творений человеческого интеллекта с использованием природных возможностей.

Главным преимуществом экосистемы родового поместья и родового поселения в целом, в сравнении с другими человеческими поселениями, особенно с городом, является, безусловно, возможность обеспечения в ней сравнительно полного круговорота веществ и психофизической информации, в котором как основной элемент участвует сам человек. Это сразу позволяет решить множество экологических проблем, особенно проблему отходов и свалок, свойственных городам, по своей природе не способным к более или менее полному круговороту любого типа. Каждый житель поместья будет стремиться к наибольшей полноте круговорота веществ ввиду необходимости утилизации отходов жизнедеятельности. Причём в условиях поместья эта проблема решается гораздо легче. Все органические отходы переводятся в компосты и далее — в землю и новую продукцию. Отходы, не подлежащие компостированию, сортируются и сжигаются, либо собираются и централизованно вывозятся, лучше всего — на мусороперерабатывающие предприятия, причём этих отходов здесь будет гораздо меньше, чем накапливается в городах, ввиду разницы в профиле потребностей горожан и жителей поместий. Люди к тому же просто не станут захламлять собственную родовую землю, в отличие от «ничейной» — городской.

 

В гармонии с природой

Не понадобятся в поселениях громоздкие и дорогие системы канализации и сложные очистные сооружения на сточных водах, поскольку органические отходы будут утилизироваться через компостирование с использованием новейших, экологически безопасных, методов их переработки. Более того, полученный из них компост поработает на урожай и, главное, на исцеление хозяина участка ввиду адекватности реакции растений, биохимического состава их плодов составу почвы и биополевой информации возделывающего их человека и продуктов его жизнедеятельности.

У жителя поместья появляются, по сути, неограниченные возможности получения и использования гомеопатических, природных лекарственных средств вместо синтетических таблеток и инъекций. Да и потребность в количестве лекарств при жизни в окружении естественной природы значительно снизится. Само питание натуральными продуктами избавит людей от многих болезней, ликвидирует избыточное напряжение нервной системы и агрессивность, криминальные настроения.

Системы жизнеобеспечения родовых поместий потребуют не так много природных ресурсов, как города, в первую очередь, за счёт более рационального природопользования и сокращения непроизводительных потерь. Тем более, что многие ресурсы человек сможет получать в самом поместье. Например, энергоснабжение поместий целесообразно устраивать за счёт локальных, экологически чистых энергоустановок: солнечных, ветровых, термальных и тому подобных, разработки которых продолжаются и совершенствуются. По техническим причинам их сложнее применить для обеспечения нужд городов и гораздо легче — в родовых усадьбах.

Владелец поместья будет иметь достаточное количество собственных деревоматериалов для различных целей, в том числе дров. Причём их изъятие из окружающей природы он будет проводить гораздо более рационально и безболезненно, чем при массовой рубке лесов промзаготовительными бригадами, и куда надёжнее обеспечит при этом восстановление изъятого. Подобное энергоснабжение, помимо экологической безопасности, приведёт к сокращению или полной ликвидации транспортных, трубопроводных и прочих расходов на такие нужды, необходимых для жизнеобеспечения городов.

Это, в свою очередь, снимет, либо резко уменьшит проблему концентрации электромагнитных полей в окружающей человека среде, которая имеет место даже в современных сёлах и деревнях. Следовательно, будет устранена не только одна из главных причин онкологических и сосудистых заболеваний человека, но и ликвидировано искусственное блокирование тонкоинформационных каналов восприятия им окружающего мира.

Жители поместий получат возможность более широко использовать многие другие местные ресурсы природы для различных хозяйственно-бытовых и производственных целей, например, глины, песка, натурального камня, минеральной воды, древесной коры и лозы, растительных волокон и так далее.

Рассредоточение жилых домов поселенцев на значительных расстояниях друг от друга (что снизит уровень шума и конфликтности между соседями) в ряде случаев полностью защитит чувствительных людей и особенно маленьких детей от неблагоприятных энергоинформационных воздействий, а также, что весьма важно, резко снизит распространение эпидемий заразных заболеваний (грипп, туберкулёз и тому подобных).

Создание родовых усадеб будет также способствовать сохранению дикой природы, в частности лесов в целом (лесные и лесопарковые посадки наверняка войдут в ландшафтные проекты большинства усадеб), а также многих видов животных и растений, способных поселиться в этих рукотворных лесах. Это позволит спасти редкие виды от полного уничтожения и вывести их из тревожных списков Красной книги. Некоторые из них, например, красивоцветущие растения (в средней полосе России — это прострел весенний, ятрышники, венерин башмачок, фиалки и прочие) могут использоваться в селекционной работе с выведением новых интересных форм и сортов.

Высадка деревьев в степных и других засушливых районах, сохранить которые в условиях ухода и надзора будет легче, приведёт к улучшению в них климата, снижению эрозии почв, накоплению влаги.

В самих городах, окружённых массивом территорий, занятых родовыми поселениями, улучшатся микроклимат и экологическая обстановка.

Уникальные возможности открываются в «зрелом» родовом поместье для каждого его жителя в плане близкого контакта с некоторыми дикими животными и даже их приручения. Трудно переоценить важность этих новых возможностей для воспитания детей и, может быть, использования животных в хозяйственных целях.

 

Улучшение демографической ситуации

Плюсы родовых усадеб проявляются не только с точки зрения экологии жизни в них, но и в глобальном плане. Современная демографическая ситуация в мире такова, что большинство стран мира уже перенаселены. На одного жителя в них приходится сегодня в среднем 0,3 –0,4 га при минимальной норме обеспечения всем необходимым — 0,5 га. Доля этой земли уменьшается, так как население растёт, что приводит к росту дефицита почти всех добываемых и производимых ресурсов. Это провоцирует войны, либо массовую миграцию людей, как правило, на территории с меньшей плотностью населения.

Лишь в России на одного её жителя сегодня приходится в среднем 0,9 — 1 га такой земли, но количество заброшенных земель у нас в силу разных причин увеличивается. А вот число жителей, напротив, весьма ощутимо сокращается. Естественно, Россия является своего рода маяком для эмигрантов из экономически неблагополучных стран, тем более, что переселиться в развитые и богатые страны становится всё сложнее.

В этой ситуации массовый переход всех желающих россиян к жизни в родовых поместьях является не только средством существенного улучшения жизни людей, но в буквальном смысле средством спасения нашей Родины, нации, культуры, исторической памяти, языка от эмиграционного порабощения, растворения, забвения. Здесь — ключ к сохранению территориальной целостности России, её роли в мировом сообществе. Кроме того, в родовых поселениях может эффективно решиться проблема рождаемости в России. Пока, увы, российские женщины практически не испытывают желания рожать детей из-за социально-экономической нестабильности и неблагоприятной экологической обстановки. При жизни в родовых усадьбах, напротив, у женщин появится желание рожать детей.

Существуют сегодня, помимо общих материально-экономических, и другие специфические предпосылки для активного движения россиян в сторону реализации идеи поселения людей в форме родовых поместий. Одна из них — наличие большого массива свободных земель, выделенных в своё время под садово-огородные товарищества, частично уже обустроенных, но заброшенных ввиду изменения экономической ситуации, ухода многих тружеников старшего поколения и тому подобное. Эти земли, в первую очередь, наиболее легко было бы перевести в наделы для создания родовых поместий, что и подтверждает практика ряда регионов России.

 

Без рывков

Переход к жизни в усадьбах может быть облегчён, если будут продуманно решаться вопросы приемлемого трудоустройства поселенцев, с учётом создания новых рабочих мест, профессий, промыслов, а также, конечно, хороших дорог, необходимых, особенно в первое время, для связи с городами. Потребуются и новые инструменты, материалы, малогабаритная и удобная техника. Поэтому в период становления поместий от города никуда не уйдёшь. Ошибается тот, кто думает: ушёл от цивилизации подальше и все проблемы решены. Копировать жизнь Анастасии на текущий момент большинству из нас бессмысленно: несоизмеримы её и наши знания и возможности. Сама Анастасия предупреждала, что любой неподготовленный человек не сможет самостоятельно жить, к примеру, в тайге. И ещё она говорила, что любой резкий переход вреден. Жизнь в родовом поместье не должна олицетворять собой наш возврат к первобытно-пещерному образу жизни, потуги к чему со стороны некоторых горячих фанатиков движения уже наблюдаются. Ничего кроме дискредитации движения в обществе это принести не может. Идея поместий — это не знамя кучки избранных, создающих некое подобие секты, желающей изолироваться от мирской жизни, а светлая перспектива будущего всего населения страны и, может быть, мира. Поэтому переход к этой жизни должен происходить постепенно, плавно, на «тыловой» основе города с её последующим ослаблением. Да что там говорить, достаточно позаимствовать опыт любимых Анастасией дачников! Только огромным трудом, особенно в первые годы освоения выделенных под поместья территорий, можно сдвинуть реализацию прекрасной идеи с мёртвой точки. Безусловно, труд должен быть рационален, и потребуется использовать опыт лучших, революционных землепользователей мира, сумевших сократить трудозатраты при одновременном повышении продуктивности своей земли и производительности труда: таких как И. Е. Овсинский,

Э. Фолкнер, Т.С. Мальцев, М. Фукуока, В.В. Фокин, П.М. Пономарёв, В.П. Ушаков и другие. Потребуется научиться прогрессивному — натуральному земледелию, безотвальной обработке почвы, грамотному её мульчированию и так далее. Однако это не означает, что можно будет вообще отказаться от труда, как думают некоторые. Труд — основа любого великого преобразования. Только в этом случае родовое поместье может стать образцом новой благополучной жизни, в противовес городу. Города, однако, в перспективе тоже неизбежно сохранятся как центры исторической культуры и политики страны, но примут значительно изменённый, более экологичный облик.

В будущем и наши транспортные средства неизбежно должны измениться. На фоне сокращения мировых запасов нефти и газа актуальной становится задача создания эффективных и экологичных водородных, электрических и других двигателей для транспортных средств, рентабельного получения в промышленных количествах новых видов топлива. Безусловно, у жителей поселений для перемещения по нему наиболее популярным транспортом станет велосипед, а может, и неизвестные ещё нам средства передвижения.

Кроме первоначальной «тыловой опоры» на город, большое значение для скорейшего продвижения в реализации идеи родовых поселений имела бы серьёзная, ощутимая поддержка местных и региональных властей, причём не только морально-нравственного плана, но и, возможно, организационная и материально-финансовая. Всё это было бы особенно важно в первое время становления поселений, так как потом поселенцы будут способны сами изыскать нужные средства для развития инфраструктуры.

 

Без права на ошибку

Можно предвидеть, как сельская местность России начнёт преображаться, приобретая гармоничную упорядоченность в расположении объектов, служащих человеку. Но это преобразование нужно проводить с умом, как говорится, тысячу раз отмерив и лишь один отрезав. У первопроходцев родовых поселений в основополагающих вопросах жизнеустройства почти нет права на ошибки. От правильного начала многое зависит! Огромное социально-экологическое значение для жителей поселения имеет удачность его проекта в целом. Проект должен создаваться на основе чёткой привязки к конкретной местности.

На мой взгляд, наиболее предпочтительно округло-овальное либо треугольное расположение отдельных родовых усадеб относительно объектов общего пользования, таких как школа, поликлиника, клуб, администрация поселения и тому подобное. Под такие общие объекты следует выделить некую центральную зону поселения площадью не менее 3 — 5 га. Это важно как по причине минимальности расстояний от них до каждого поместья, так и по причине минимизации расходов на строительство дорог, а также из-за сравнительного выравнивания средних шумовой, вибрационной, электромагнитной и прочих нагрузок на каждую усадьбу. Кроме того, облегчаются связи между жителями поселения. Однако ряд объектов следует вынести за периферию поселения, например, конюшню, сенокосные луга, помещения для ремонта техники (если таковые будут), миниэлектростанции, общие пляжи и тому подобное.

Расчёты показывают, что оптимальное число семей, проживающих в одном поселении, должно составлять примерно 200–300, может быть, немного больше. При этом расстояние от каждого поместья до любого другого объекта поселения не превысит 1-1,5 км, максимум 2-2,5 км, что весьма удобно при округло-лучевой форме расположения объектов и дорог, число отдельных поместий увеличится к периферии поселения, при этом могут появляться свободные участки земли, где можно располагать детские, молодёжные, спортивные площадки, общие пруды и так далее. Помимо нескольких магистральных «лучевых» дорог, ведущих к центру поселения, необходимы внутренние окружные дороги, позволяющие беспрепятственно подъехать легковому и грузовому транспорту к каждой усадьбе (поселение становится похожим на паутину, с радиальным расположением поместий). Пешеходные же и велосипедные дорожки необходимы со всех сторон каждой усадьбы, то есть между границами соседних усадеб шириной около 3 м. Возможно здесь же следует предусмотреть дренажные канавы. На некоторых дорожках стоит поставить скамьи для отдыха, может быть, источники питьевой воды.

Не очень удачным считаю проект родового поселения (см. газету «Родовое имение», №5 за 2003 год), где каждое поместье запроектировано в виде пчелиной соты. Недостатков — два. Первый — отсутствие вышеупомянутого подъезда к каждому поместью, без чего нельзя доставлять к нему стройматериалы, органические удобрения, вывозить мусор и так далее. Второй — форма поместья. Собственно говоря, в самой форме соты ничего плохого нет; было бы, может, ещё лучше проектировать поместье в виде восьмиугольника Багуа, в соответствии с принципами восточного искусства Фэн-шуй. Но, во-первых, землемеры будут в крайнем затруднении выполнить разметку такой формы на конкретной местности, тем более, придерживаясь, — отмерить соту в 1 га. Особенно это тяжело для восьмиугольных участков. Кроме того, при такой разметке, обеспечивая, к тому же, подъезд к каждому участку, усадьбе, появляется много фрагментов свободной территории, рационально занять которую весьма непросто. Лучшая форма участка под поместье — квадрат или приближённый к квадрату прямоугольник, либо несильно скошенная трапеция с подъездом к участку такой формы с узкой её стороны (в соответствии с нормами Фэн-шуй, которых рекомендуется придерживаться). В этом случае легче размечать землю, размещать на свободных участках объекты общего пользования. При этом длина дорожек становится оптимально короткой, хотя всё же следует избегать абсолютно прямых линий в дорогах, опять-таки руководствуясь Фэн-шуй. Следует отметить, что принципы организации гармоничного пространства в соответствии с многовековой наукой и искусством Фэн-шуй следует использовать везде, и они весьма полезны для достижения общего успеха в любом деле. А для поселений человека на природе они разработаны давно и очень глубоко. Руководства на эту тему различных авторов в изобилии имеются в любом книжном магазине. Для начинающих можно посоветовать популярные книги Ричарда Уэбстера, Анастасии Семёновой, для более «продвинутых» — книги Евы Вонг, Лиллиан Ту и других. Главное, чтобы сам проект поселения не противоречил хорошему Фэн-шуй, чтобы природные коды и земные энергии помогали поселенцам в реализации их прекрасных замыслов.

Реализация таких проектов приведёт к появлению поселений абсолютно нового типа, которые пока не известны науке в историческом прошлом. В них органично сливаются благополучные экология и экономика, педагогика и медицина, культура предков и современное искусство, современное архитектурное творчество и Фэн-шуй, народные промыслы и современные технологии.

Разве не похоже это явление на те райские кущи, в мечтах о которых умирали миллионы людей разных поколений!? Разница только в том, что идея родовых поселений позволяет реализовать этот рай уже в этой, а не в загробной жизни. Да будет им светлый путь на нашей Земле!

А. М. Леонидов, эколог, преподаватель. г. Ярославль 

Категория: №01-02(07-08)2005 | Добавил: winch (02.12.2016)
Просмотров: 887 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024