Уважаемый Владимир Владимирович! С лёгким сердечным чувством обращаюсь к Вам, как к Президенту моей Родины, и как к личности, в которую верю.
Руковожу я экспериментальным образовательным учреждением -Лицеем-интернатом комплексного формирования личности детей и подростков Министерства образования и науки РФ с 1988 года. Во времена СССР называлось «Центром комплексного формирования личности-детей и подростков Государственного комитета СССР по народному образованию». Создано оно было с целью разработки и экспериментального апробирования отечественной модели образования XXI века. В 1979 году Президент АПН СССР В. Н. Столетов поручил мне подготовить программу эксперимента «Школа XXI века» и защитить ее на Президиуме Академии. Мне выпало счастье работать с такими крупнейшими учёными XX века как: генетик Н. П. Дубинин, физиолог Г. И. Косицкий, психолог А. В. Петровский, классик теории обучения М. Н. Скаткин.
К тому времени у меня уже был опыт экспериментальной работы. На Белгородской земле в 1974—1979 гг. удалось создать принципиально новую образовательную модель — школу-комплекс. Как автор этой системы я вошёл в плеяду известных тогда педагогов-новаторов. Школы-комплексы прекрасно вписывались в общий процесс стремления страны к гармоничному развитию личности.
На Президиуме Академии я думал предложить научно обоснованную концепцию развития личности, и в связи с этим хотелось максимально глубоко заглянуть в природу человека, чтобы быть доказательным в своих предложениях, касающихся изменения образования в XXI веке. Надо было подняться над известной стандартной системой обучения и воспитания, строящейся тогда (а сейчас особенно) на идеях «Великой дидактики» XVII века Я. А. Коменского, утверждающих школу «фабрикой, печатающей людей». И каково же было моё удивление, когда я вдруг понял, что научный мир не имеет сколько-нибудь стройной концепции человека. Мы даже клетку представляем себе скорее гипотетически, нежели теоретически обоснованно. В те годы стало понятно, что т. н. светская школа только и делает, что «печатает людей» в какой-то странной логике невесть откуда взявшегося стандартного набора учебных дисциплин. И эта логика не имеет никакого отношения к логике развития человека. И можно предположить, что именно поэтому, как правило, дети учатся в младших классах успешнее, нежели в старших. И потому понятно беспокойство великого В. Сухомлинского: «Много тревожного в том, что умственные способности угасают к годам отрочества». Школа не развивает природу ребенка. Она порой нещадно эксплуатирует её. Для школы ребёнок перестаёт быть человеком, он для неё всего лишь учащийся, впитывающий её стандарт. Школа работает у «печатного станка», совершенствуя саму печать, её формы безотносительно личности человека.
Сегодня, к сожалению, можно утверждать, что терроризм, как дитя цинизма, бездуховности, бессердечия, закладывается в аудиториях школ и вузов. Катастрофически растущие преступность, наркомания, суицид, беспризорность — из бесчеловечности системы образования.
Надо было поворачивать школу к ребёнку. Человек есть тайна. Назидать, поучать его одинаково вредно и для учителя, и для ребёнка. Если не знаем человека, надо спрашивать его самого, что ему надо, как он чувствует себя за учебным столом, как он живет, дышит. И с ним, с человеком, строить его образование. Я добивался права на поиск по здравому смыслу, а в случае необходимости - иметь возможность уходить от принятых установок, инструкций «с потолка». Надо было не допустить «фабрику» к детям XXI века. В этом меня поддержал мудрый В. Н. Столетов.
Хочу обратить Ваше внимание на то, что смелым начинаниям в образовании сопутствовала III-я мировая война. Демократический угар охватил общество. И в этом угаре деструктивные по отношению к Отечеству силы спешно ломали устоявшуюся систему образования, потому что ломать старались всё, что крепило систему общественного строя, а школы того времени имели могучую систему внеклассной работы с детьми, а также развитые самодеятельные политические организации: комсомол и пионерию. Так или иначе, но негативны и гибельные для страны процессы способствовали возможност вырваться из тисков диктатуры классно-урочной системы и, в конце концов, создать уникальную школу, целенаправленно работающую на восстановление Державы.
Так, в 1988 году решением Государственного комитета СССР по народному образованию, согласованным с руководством Академии педагогических наук СССР, в рамках Международной программы «Человек III-го тысячелетия» мы стали Центром комплексного формирования личности детей и подростков в ст. Азовская Краснодарского края. В связи с распадом в 1991 году СССР на отдельные государства мы перешли под юрисдикцию Министерства образования Российской Федерации. И со временем стали называться Лицеем-интернатом комплексного формирования личности детей и подростков.
К 1999 году нам удалось выйти на лидирующие позиции в мировом педагогическом пространстве. Мы стали ассоциированной школой ЮНЕСКО. И в том же 1999 году на Всемирном Парижском Конгрессе мы были определены как одна из лучших педагогических систем мира.
Без рекламы к нам стали поступать дети из всех регионов России и бывшего советского пространства. В Лицее учились или учатся дети из Арабских Эмиратов, Испании, Польши, Словакии, Чехии, Германии, Китая. И мы увидели в этом растущем интересе к школе её международное признание. Весомость этому результату добавляет конкурс в 3000 человек на одно (освобождающееся) место.
Федеральный статус, определённый нашим Уставом, позволил нам подойти к ещё более интересной модели образования. Мы отказались от классно-урочной, дискретно-порционной формы обучения и перешли к целостному системно-интегративному познавательному процессу, в котором каждый предмет даётся сразу, весь целиком, за всю среднюю школу, в течение 7—10 дней, несколько раз в год. При этом информационная система по предмету во время изучения ассоциируется с информационными системами других предметов. Так создаётся цельная картина жизни, в процессе создания, постижения и обретения которой изучающий всякий раз сам обретает свою цельность. Это позволило нам сократить сроки обучения в средней школе в 2-3 раза. Годы экспе-риментальной работы убедили нас в том, что ребёнок как бы не имеет возраста, он являет собой вершину устремлений рода к Истине в абсолютной гармонии со всей системой Мир. Он не начинает, он продолжает многовековую, возможно, бесконечную жизнь рода, свидетелем и выражением которой выступают народные обычаи, традиции, песни, народная хореография, ремёсла, история Отечества и его язык. Поэтому нам показалось крайне важным для развития человека погружение его в культуру, язык и историю Родины таким образом, чтобы он в текущем времени жил родовой памятью, то есть совестью. Отсюда логично вытекает сердечное принятие пути Родины как своей личной жизни. Taк в познавательном процессе включаются гены ребёнка как образ жизни его народа, дарованный ему пращурами. Постепенно мы пришли к выводу, что школа должна растить традиционного человека, и что в любви к родному очагу растёт даровитая натура, способная к самоорганизации, осознанно живущая строительством государства.
Так появились первые студенты в возрасте 11—12 лет. В итоге возникла необходимость выйти на совместные проекты научно-экспериментальной работы с Армавирским государственным педагогическим университетом, Челябинским государственным университетом, Ростовским государственным строительным университетом, Российским университетом дружбы народов. Так в сферу нашего внимания вошла высшая школа, аспирантура. В настоящее время на базе государственного лицея обучается около ста студентов вышеназванных высших учебных заведений. Учитывая, что у нас всего 200 лицеистов, это достаточно много для самой школы.
Жизнь скорректировала нашу работу, ужала сроки и увеличила нагрузку на профессорско-преподавательский состав лицея, который с учениками, студентами, преподавателями вузов приступил к созданию взаимосогласованного непрерывного образования на базе системно-интегративного познавательного процесса. Открылась возможность преобразования Государственного лицея в Ассоциацию научно-образовательных и производственных объединений и таким образом выведение процесса становления и развития личности из школьных классов в саму жизнь через производство реальных ценностей для народа, через активное участие в развитии самой страны. Мы запланировали эту работу завершить к 2008-2012 годам.
В текущем году мы создали строительную компанию, произвели первые успешные опыты в области земледелия с использованием инновационных агротехнологий, заключили договор о совместной образовательной и производственной деятельности с предприятиями стройиндустрии Киргизии, открыли за свой счёт ряд научно-исследовательских лабораторий. С Челябинским государственным университетом создали Специализированный учебно-научный и методический центр непрерывного образования с целью разработки самоокупаемой модели непрерывного образования «школа — вуз — послевузовское образование — производство», ориентированной для работы в новых социально-экономических условиях жизни страны. Совместно с Институтом развития образовательных систем РАО открыли Экспериментальную площадку для проведения опытно-экспериментальных работ по интеграции образовательного и научно-исследовательского процессов в системе «школа — вуз».
Словно предугадывая Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, мы еще в 1999 году запланировали завершение I-го этапа экспериментальной работы к 2008-2010 годам, в области создания единой взаимопроникающей и взаимокорректирующейся инновационной системы непрерывного образования «средняя школа — вуз». И поэтому для нас стало полной неожиданностью распоряжение Правительства РФ, в соответствии с которым мы были включены в список учреждений Министерства образования и науки РФ, подлежащих переводу на местный бюджет. Однако в связи с тем, что юридические основы нашей экспериментальной и исследовательской работы по созданию инновационных образовательных систем, согласно Приказа по Государственному комитету СССР по народному образованию, еще в 1988 году были подкреплены согласованием с Госкомтруда СССР, ВЦСПС, Министерством финансов СССР, которые обеспечивали нам полномочия создавать структуры нашего учебного заведения и смело выстраивать уникальную образовательную модель исходя не из логики стандартных, общих для всех, положений и инструкций, а из логики задачи поиска и эффективности развития творческой личности, мы вынуждены были отказаться от краевого статуса и краевого финансирования, чтобы выполнить Государственную задачу, определенную Уставом нашего учреждения.
Веря в государственную необходимость проводимой в Текосе работы педагогов, учёных и детей по созданию системы образования, затребованной для нашей Родины, обращаюсь к Вам, Владимир Владимирович, с просьбой восстановить федеральный статус нашего учреждения и, по возможности, взять нашу школу под свой патронаж.
В то же время, прошу рассмотреть вопрос о преобразовании Государственного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» в Экспериментальное научно-педагогическое и производственное объединение при Президенте России, целью которого должна стать работа по созданию и апробации новых образовательных, технологий государственного значения.
Михаил ЩЕТИНИН, действительный член РАО, Заслуженный учитель школы России, профессор.
Краснодарский край, с. Текос.
|